В международный коллектив ученых вошли российские исследователи из Института биоорганической химии РАН и из Федерального исследовательского центра химической физики РАН (ФИЦ ХФ РАН). Совместно с зарубежными коллегами они проанализировали яд паука Тибелиуса продолговатого (Tibellus oblongus) и обнаружили новый токсин с нетипичным структурным мотивом.

В его состав входят 10 остатков цистеина. Это вещество, которое входит в состав белков и пептидов. Цистеин также участвует в формировании тканей кожи и в дезинтоксикационных процессах. А из его остатков формируются пять дисульфидных мостиков.

С помощью методов жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии научные сотрудники ФИЦ химической физики РАН доказали, что такой токсин есть в белковой фракции яда.

«Анализ полученных протеомных данных показал высокий уровень покрытия аминокислотной последовательности токсина и модификацию его С-конца, таким образом, предсказанный токсин мы подтвердили с высокой степенью достоверности», – говорит младший научный сотрудник ФИЦ ХФ РАН Елизавета Соловьева

Ученые также обнаружили некоторую закономерность. Рекомбинантный Tbo-IT2 (rTbo-IT2), который получили в экспрессионной системе E. coli (кишечных палочек), демонстрирует инсектицидную активность на личинках домашней мухи, в то время, как на панели экспрессированных нейронных рецепторов и ионных каналах он не активен.

Структура нового токсина демонстрирует пример эволюционной адаптации так называемого ингибирующего цистинового узла с конфигурацией из пяти дисульфидных связей, что не было известно науке ранее. Такая конфигурация стабильна и потому открывает возможности для дальнейшего изучения. По словам ученых, обнаруженный токсин из Тибелиуса продолговатого может показать новые интересные свойства.

Фото на странице: CDC / Фотобанк Unsplash