Ученые выявили, что агрессия, вызванная высоким уровнем тестостерона у самки-матриарха, может играть решающую роль в эволюции сотрудничества в сообществах сурикатов, передает EureAlert!. Выводы ученых представлены в журнале Nature Communications.

В обществах сурикатов есть явный лидер – матриарх. Вместе со своим счастливым партнером она правит группой подчиненных самок и самцов всех возрастов. Подчиненные помогают воспитывать детенышей матриарха и не могут сами вырастить потомство.

Сурикаты–матриархи не совсем доброжелательные лидеры. Чтобы подчиненные уделяли их щенкам все свое внимание, они часто нападают на беременных подчиненных, изгоняя их из группы или убивая их новорожденных щенков. В результате немногим из взрослых «нянек» в клане удается обрести потомство. У успешного же матриарха может быть до трех или четырех успешных пометов в хороший год.

В дополнение к этому, матриархи толкаются, кусаются и рычат, чтобы показать свое превосходство. Они помечают свою территорию, оставляя на камнях и кустах едкое вещество, вырабатываемое в железах, спрятанных под хвостом.

Исследователи обнаружили, что власть матриарха и, следовательно, ее успех обусловлены очень высоким уровнем тестостерона. Чтобы проверить, как уровни этого гормона связаны с успехом самки-лидера, ученые работали с 22 кланами сурикатов в заповеднике в пустыне Калахари (Южная Африка). Исследователи изучали поведение матриархов на протяжении всей беременности, отмечая все случаи, когда они проявляли агрессивное поведение, а также собирали образцы крови и фекалий, чтобы измерить уровень тестостерона.

Результаты показали, что у небеременных матриархов уровень тестостерона был примерно такой же, как у самцов. У подчиненных самок он был ненамного ниже. Но когда матриархи беременели – все менялось.

И агрессивность матриархов, и уровень тестостерона увеличивались по мере того, как увеличивался срок беременности. После рождения матриархов щенки также были агрессивными, яростно требовали ухода и кормления от подчиненных, как испорченные дети.

Но действительно ли тестостерон движет всей этой агрессивностью? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи лечили некоторых матриархов флутамидом, который предотвращает действие тестостерона в организме.

Матриархи, получавшие флутамид, меньше толкались, меньше кусались и совсем не рычали. К тому же они не так часто метили свою территорию. Подчиненные это заметили и перестали быть почтительными.

Потомки матриархов, получавших флутамид, тоже потеряли свое преимущество. Щенки были спокойнее и менее агрессивны по отношению к подчиненным.

«Самки в первую очередь соревнуются не за еду, – отмечают авторы работы. – Они конкурируют за то, чтобы другие особи помогали воспитывать их детей. А тестостерон помогает им выиграть репродуктивную битву».

Исследователи говорят, что сообщество сурикатов держится на агрессии матриарха, вызванного тестостероном. Если самкам дольше давать блокаторы тестостерона, то матриарх будет свергнут, а структура группы будет временно дестабилизирована.

[Фото: CHARLI DAVIES]