Читая этот текст, попробуйте прислушаться к своему внутреннему голосу. Вы слышите себя? У ваших мыслей, кажется, есть темп речи, тембр, вы можете легко представить, как произносите что-то или как то же самое произносит кто-то другой. Неудивительно, что идея телепатии возникла столетия назад. Если можно слышать свои мысли, то почему нельзя пойти дальше и попытаться услышать чужие? До недавнего времени это было не более чем сказкой. Но смогли ли современные технологии сделать из сказки явь?
Чтобы придумать, как читать мысли, сперва нужно понять, что такое «мысль» в принципе. Все процессы в нашем организме управляются мозгом: дыхание, пищеварение, движение, эмоции. Сам же мозг состоит из связанных друг с другом нейронов. Любое воспоминание или образ отзываются в нас нейронной активностью — в голове, будто в громадном суперкомпьютере, постоянно вспыхивают электрические сигналы. Они перебегают от нейрона к нейрону по синоптическим связям, активируя их и в совокупности позволяя нам говорить, представлять, думать.
Разные области мозга отвечают за разную активность. В одной его части находится информация о том, как вашему телу держать равновесие, в другой содержится ваше ощущение вкуса, умение узнавать звуки и память о знакомой вам музыке хранятся в третьей части. И каждый раз, когда вы будете думать на определенную тему, соответствующая область мозга будет вспыхивать электрическими сигналами. Так, может быть, мы способны считать эти сигналы?
«Мы действительно можем грубо считывать содержание мыслей, — рассказала «Научной России» нейрофизиолог Ольга Евгеньевна Сварник. — Для этого существуют два метода. Первый подразумевает использование микроэлектродов, которые регистрируют активность отдельных нейронов и групп, связанных с какими-то образами.
Так, например, если мы знаем, что в вашем мозге некая область отвечает за знание о Мэрилин Монро, то с помощью технологий мы можем регистрировать, когда вы думаете именно о ней. Посредством этого же метода у больных эпилепсией можно отследить очаги их болезни.
Второй способ — магнитно-резонансная томография. Там нельзя регистрировать отдельные нейроны, а можно только собирать грубую картинку активности ткани мозга. Сделать это удается благодаря тому, что мы можем отследить активизацию разных областей по усилению потребления кислорода. Но информации этот метод дает совсем немного».
Хотя у технологий считывания мозговой активности все еще есть пространство для роста и совершенствования, проблема реализации настоящей «телепатии» все же заключается не в качестве оборудования. Чтобы считать мысль о Мэрилин Монро, нужно сначала понять, как она «выглядит». Даже современные компьютеры нужно долго и упорно обучать на материале мыслей конкретного человека, чтобы они научились распознавать то, о чем он думает.
«Чтобы считывать мысли человека, необходимо сперва понять “алфавит” его мозга, его знаний и опыта. Это сложно сделать, и именно это накладывает ограничения на “помещение” мыслей в чью-то голову. Чтобы поместить в мозг что-то, необходимо понимать, на каком “языке” он говорит. И у всех людей этот язык будет в чем-то да отличаться.
Да, есть шанс того, что “буква в алфавите” совпадет у нескольких, если она касается опыта, который делит определенная культура целиком: например, многие люди одинаково воспринимают слово “мяч”. Но чем старше мы становимся, тем в большей степени расходимся в своем опыте. Даже такое простое понятие, как “кошка”, будет по-разному выглядеть в разуме владельца кошки, ветеринарного врача и человека, который никогда не содержал домашнее животное», — объяснила О.Е. Сварник.
В теории поместить мысль в чей-то разум действительно возможно. Еще в прошлом веке ученым удалось во время операций на человеческом мозге, стимулируя разные его области, вызывать у пациентов возвращение давно забытых воспоминаний или видения бабочек. Все эти результаты, однако, имели случайный характер. И сейчас, хотя ученые все ближе и ближе подбираются к реальному чтению мыслей и передаче их на расстоянии, это остается нерешенной задачей.
В 2017 г., например, исследователи из Университета Карнеги — Меллона смогли разбить сложные мысли человека на простые составляющие, такие как описание своих действий или состояния: «личность», «размер», «действие» и другие. Добровольцы произносили про себя определенные фразы, обучая нейросеть, и в итоге та начинала понимать общее смысловое намерение: так, предложение «Гигантский тролль заговорил» нейросеть расшифровывала по данным МРТ как схему «размер — личность — действие».
Кроме работ по считыванию сигналов мозга, идут исследования и по «помещению» сигналов в мозг. Делать это можно с помощью аппаратов транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Такие устройства создают вокруг головы магнитное поле, позволяющее без хирургического вмешательства повысить электрическую активность зоны мозга под ними. Пока в рамках исследований речь обычно идет об областях, связанных с моторикой. ТМС может стимулировать движение руки, ноги или даже одного пальца.
Как же можно применить телепатическую технологию? В первую очередь для помощи людям, лишенным возможности общаться иным способом. Кроме того, считывая сигналы мозга, направленные на моторику, можно управлять различными устройствами, даже искусственными конечностями. Возможности нашего мозга безграничны, как и наша фантазия, а значит и технологии в теории способны почти на что угодно. Но пока мозг и его принципы работы не будут нам понятны до конца, телепатия будет оставаться лишь необычным способом использования громоздкого и дорогого оборудования.
Изображение: «I was too shy to speak», Pavel Banka