Главы Минприроды РФ Александр Козлов, отметил,  что с 1996 года климат меняется и на северных территориях «понятие „вечная мерзлота“ уходит». По его словам, такими процессами нужно управлять. Глава ведомства заявил, что «каждый такой регион понимает, что с ним будет через 20–30 лет — он перестанет быть северным или вдруг станет ярко сельскохозяйственным. К этому нужно адаптироваться». 

По словам эколога Владимира Чупрова, происходящее таяние льдов и повышение температуры не создадут условий для выращивания аграрных культур. 

"Любой биолог и почвовед скажет, что для ведения сельского хозяйства кроме солнечной радиации и температуры ещё нужны соответствующие почвы и определённая влажность. В районе вечной мерзлоты этого нет. Там переувлажнённые территории — количество осадков превышает количество испарений, что ведёт к заболачиванию. Чернозём у нас формировался 10 тысяч лет, а за первые десятилетия [после «ухода» вечной мерзлоты] всё «поплывёт». Да, будет теплее, но по влаге будет неблагоприятный режим для выращивания сельхозкультур в открытом грунте. И в любом случае нужны почвы с питательным слоем. Не знаю, откуда происходят байки в духе «освоили целину, освоим и Арктику, в чём нам помогает глобальное потепление». Развивать сельское хозяйство в условиях тающей вечной мерзлоты — это ошибочная и научно необоснованная концепция, которая может обойтись в миллиарды — даже не рублей", - сказал эксперт.

Ведущий научный сотрудник Института географии РАН Мария Ананичева объяснила, что начало потепления датируется еще 1950-ми годами, но все происходит медленно. Поэтому в скором времени превращение северных регионов в сельскохозяйственные невозможно, в отличие от появления воронок, о которых говорил Чупров. 

"Всё гораздо хуже — там образуются метановые воронки. Метан — это парниковый газ, и это всех должно волновать. Первые лица на совещаниях по климату заявляют, что экология в России — приоритет. Но, судя по огромному количеству аварий, таких как на предприятии «Норникеля», приоритета у нас нет, точнее, у нас главное — прибыль и плохой контроль. На Западе это огромные штрафы и бесконечные проверки. За 30 лет Арктика не растает до такой степени, что будет колоситься пшеница. Хотелось бы узнать у министра Козлова, какие расчёты привели к таким оценкам. На какие работы он ссылался при этом", - сказала Мария Ананичева.

По мнению известного советского и российского географа, исследователя ледников, академика РАН Владимира Котлякова,  граница мерзлоты сегодня сдвигается к северу. Это существенно для хозяйства и устройства России в целом. Ученый предостерёг от увлечения сомнительными теориями о том, что потепление — это неизбывный тренд.  

"Хозяйство приходится перестраивать, и это очень существенно. Вопрос в другом: как долго это продлится? Ответа прямого на него нет, но утверждение, что потепление будет продолжаться бесконечно, неверно. Абсолютно нет никаких доказательств утверждений о том, что будет только теплее и теплее, а к концу века годовая температура вообще повысится на пять градусов. На мой взгляд, этого произойти не может, потому что факторов изменения климата много, и антропогенный — только один небольшой фактор по сравнению с природными, действующими более мощно. Действительно, сейчас происходит потепление, мерзлота отступает, что очень сильно влияет на экономику северных районов, но строить какие-либо прогнозы на отдалённое будущее бессмысленно".

Владимир Котляков отметил, что в Климатической доктрине нашей страны, подписанной президентом, указано, что хозяйство должно адаптироваться к потеплению, что требует больших затрат. 

"Тем не менее я бы не определял будущее так, что будет обязательно теплеть и обязательно таять. Потепления на Земле неоднократно сменялись похолоданиями, и наоборот", — подчеркнул академик РАН. 

Он также добавил, что человек «должен всегда прикладывать свою голову», осознавая то, как климатические изменения могут повлиять на инфраструктуру. Так, по его словам, таяние мерзлоты разрушит нефте- и газопроводы, если они будут просто положены в траншею. Поэтому такие коммуникации прокладывают над поверхностью земли, устанавливая на специальных опорах, под которыми размещают охлаждающие устройства, которые в случае оттепелей замораживают грунт фреоном и делают его похожим на камень.

Фото на странице и на главной странице сайта: Willian Justen de Vasconcellos / Фотобанк Unsplash