Среди нарушений состояния здоровья в особую и самую неоднозначную группу выделяют психосоматические заболевания. Что делать, если болезнь есть, а причины её возникновения до конца непонятны? Каковы физиологические механизмы психосоматических недугов и правда ли бывает «горе от ума»?
Об этом шла речь на лекции в Библиотеке по естественным наукам РАН. Спикер: Анастасия Бахчина — психофизиолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени В.Б. Швыркова Института психологии РАН.
Психосоматически может проявиться любая болезнь, любой орган, говорит спикер, но есть самые распространенные болевые точки, связанные с психосоматикой: это кардиологические болезни, всевозможные эндокринные нарушения, онкологические и гастроэнтерологические заболевания, а также дерматологические проблемы. В то же время существует ряд мифов, связанных с этой неоднозначной областью. Так, например, популярная психосоматическая карта страхов, согласно которой каждая болеющая часть тела связана с определенной эмоциональной проблемой (к примеру, горло — боязнь выражать чувства, глаза — страх перед реальностью и т.д.) не имеет под собой абсолютно никакой научной основы, подчеркивает лектор.
"Организм целостен и един, он всегда направлен на достижение адаптивных результатов. Болезнь — это тоже некая адаптация, она несет в себе некоторое приспособление к сложившейся ситуации, и лечение болезни должно быть целостным, но единого ответа как применить психосоматические наработки в медицинской практике врачей пока нет. В психосоматической медицине важен именно целостный подход к организму, очень сложно проводить границы в организме по какому-либо критерию", — отметила Анастасия Бахчина.
Стресс рассматривается как главный источник психосоматических нарушений. Большая часть стресса в жизни современного человека носит психологический, а не физиологический характер, добавила спикер.
"Грубо говоря, нас не бьют током, не бросают в холодную воду, у нас меньше голода, чем раньше, и т.д. То есть сегодня в нашем доступе гораздо больше благ, мы не так часто встречаемся с физиологическими стресс-факторами, и большую часть стрессоров находим в психологической сфере: взаимодействие в социуме, оценка нас окружающими, публичные выступления и пр. Поэтому всё, во что стресс у нас выливается, мы можем сразу отнести к психосоматике".
Пристальное внимание сегодня уделяется изучению митохондрий (органеллы в клетках нашего организма, ответственные за зарождение химической энергии). Именно митохондрии могут быть, на уровне клетки, своеобразным переводом стресса в различные соматические нарушения. В анализах наблюдается, что при различных заболеваниях фиксируются те или иные нарушения активности митохондрий: их количества, структуры и т.д
"Медицина психосоматических расстройств — одно из самых прямых приложений фундаментальной психофизиологии, поэтому нам интересна эта область. Тем не менее, как бы мы ни рассуждали на тему болезней с научной точки зрения, как бы мы ни рассматривали это явление с различных биологических и эволюционных основ, у нас пока мало есть предположений о том, как эти знания внедрить в реальную систему здравоохранения. Медицинская сфера — это место, где очень многое определяется юридическими аспектами, а не сугубо научными или высокотеоретическими, поэтому трудно просто так взять и ввести туда что-то из текущего научного знания, ведь очень сложно будет весь этот процесс регламентировать, контролировать и т.д.", — подытожила Анастасия Бахчина.