Проблемы с чтением можно решить с помощью неинвазивной электрической стимуляции мозга, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Plos Biology.
Дислексия - частое нарушение навыков чтения, которым страдает до 10% населения, характеризующееся пожизненными трудностями с письменным материалом. Хотя было предложено несколько возможных причин дислексии, преобладающей из них является фонологический дефицит - трудности с обработкой языковых звуков. Фонологический дефицит при дислексии связан с изменениями ритмических или повторяющихся паттернов нейронной активности в области обработки звука в левой слуховой коре. Нейробиологи из Женевского университета (UNIGE) продемонстрировали в исследовании причинно-следственную связь между колебаниями мозга на определенной частоте (30 Гц) и способностью обрабатывать фонемы, которые необходимы для чтения. Используя неинвазивную технику электростимуляции, способную синхронизировать нервную активность с частотой стимуляции, можно улучшить фонологический дефицит и точность чтения у взрослых с дислексией.
Сильвия Марчезотти и Анн-Лиз Жиро с кафедры фундаментальных неврологии медицинского факультета UNIGE, вместе со своими коллегами исследовали основную возможную причину дислексии: фонологический дефицит. «Мы знаем, что в процессе развития мозга, когда дети начинают читать, некоторые испытывают огромные трудности в сопоставлении звуков речи с буквами», - объясняет Сильвия Марчезотти. Эти специфические трудности связаны с аномалиями синхронизации нервной активности в левой слуховой коре на частоте 30 Гц. Женевское исследование впервые демонстрирует, что существует причинная связь между этими колебаниями мозга и способностью обрабатывать речевые фонемы.
Нейробиологи применили метод транскраниальной стимуляции переменным током (tACS), который изучается в медицине для лечения таких заболеваний, как депрессия. Двадцатиминутная стимуляция левой слуховой коры у 15 взрослых с дислексией и 15 свободно владеющих контрольными читателями немедленно улучшила фонологическую обработку и точность чтения в группе с дислексией. Благоприятный эффект стимуляции наиболее ярко был выражен у людей с плохими навыками чтения, а у людей, читающих очень хорошо, был замечен небольшой отрицательный эффект.
Женевское исследование открывает путь к целевым неинвазивным терапевтическим вмешательствам, направленным на улучшение фонологической обработки у людей с дислексией. «Следующие шаги для нас - выяснить, может ли нормализация осцилляторной функции у очень маленьких детей иметь длительное влияние на организацию системы чтения», - говорит Сильвия Марчезотти.
Это исследование будет продолжено в новом Национальном центре компетенций в исследованиях (NCCR) «Эволюционирующий язык». Однако метод будет другим: вместо использования электрической стимуляции нейробиологи попытаются получить эквивалентные результаты с помощью нейробиоуправления - неинвазивной техники, которая включает обучение пациентов саморегуляции сигналов мозга. «Цель остается той же, но использование еще менее инвазивного метода позволит проводить испытания с детьми», - говорит Анн-Лиз Жиро, руководитель проекта.
[Фото: eurekalert.org]