Источник фото: phonoteka.org

Источник фото: phonoteka.org

 

25 января 1701 года вышел Указ Петра I, в котором говорилось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Так создали первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище – Школу математических и навигацких наук, которая просуществовала чуть больше половины века – до 1753 года. Эта Школа стала предшественницей всей современной системы инженерно-технического образования в России. 

Сухарева башня. Москва.Источник фото: Википедия 

Сухарева башня. Москва.
Источник фото: Википедия 

 

Школа находилась в ведении Оружейной палаты, для неё была выделена Сухарева башня, утраченный памятник московской архитектуры. Башня пережила многие исторические события, пожары, реконструкции, её снесли лишь в середине прошлого века по плану Генеральной реконструкции Москвы с целью развития транспортной магистрали. Учёный и первый руководитель Школы Яков Брюс, сподвижник Петра I, основал в Сухаревой башне первую в России астрономическую обсерваторию. В башне находились также большая библиотека и Глобус Блау высотой более 2-х метров, что был изготовлен в Голландии в  начале 1690-х гг. Тогда этот глобус был отличным пособием в изучении географии для учеников Школы, да и сейчас на него могут посмотреть все желающие, ведь он и ныне находится в Москве, только сейчас в здании Государственного исторического музея на Красной площади. Но Школа не всегда находилась в Сухаревой башне –  в 1715 году ее перевели в Петербург. 

В отличие от других школ, эта была направлена на то, чтобы вырастить будущих военных, моряков, инженеров, архитекторов, учителей и молодых людей других специальностей, где необходимы знания математики, геометрии и других точных наук. Учиться в Школе математических и навигацких наук было престижно. Эту Школу “прошли” дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Долгорукие, Хованские, Головины и другие. Туда принимали с 12 лет и старше. В “нижней” школе учились читать и писать, ученики получали основы арифметики, геометрии и тригонометрии. В "верхней" школе изучали больше морские, инженерные и артиллерийские науки. Но чтобы получить достойное образование, дворянином быть было недостаточно, важно было быть и усердным в учебе. Так, те школьники, которые оказались "плохи" в науках, определялись в солдаты, токари, стрельцы и в другие приказы.

На день основания Школы математических и навигацких наук перенесли День штурмана Военно-морского флота Российской Федерации, который ранее отмечали дважды в год: в день весеннего и осеннего равноденствия. 

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Источник фото на превью и на главной странице: phonoteka.org