Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS) будет видна жителям Северного полушария после 12 октября 2024 г. В этот день она пройдет на минимальном расстоянии от Земли — около 71 млн. км. Предполагается, что начиная с 13–15 октября, а особенно ближе к концу месяца, хвостатая гостья будет настолько яркой, что ее можно будет наблюдать невооруженным глазом. Искать комету Цзыцзиньшань-ATLAS следует низко в вечернее время над западным горизонтом в «голове» созвездия Змеи. Как сообщает Московский планетарий, приступать к «охоте» за C/2023 A3 можно с 18:30 по местному времени. Условия наблюдения — чистое небо и не слишком большая засветка.

Комета Цзыцзиньшань-ATLAS была открыта в 2023 г. Первыми ее обнаружили ученые из китайской обсерватории Цзыцзиньшань («Пурпурная гора») в январе. Тогда небесное тело выглядело как крохотная тусклая точка, напоминавшая астероид, и в последующие недели больше «не попадалось на глаза» астрономам, в результате чего было принято решение считать объект «потерянным». Однако уже в феврале 2023 г. космическая гостья проявилась вновь — на снимках роботизированной системы телескопов ATLAS (Asteroid Terrestrial-Impact Last Alert System — пер. «Система последнего оповещения о столкновении астероидов с Землей»), финансируемой NASA. На полученных фотографиях у небесного тела был слабо заметен хвост, что позволило причислить его к кометам. Когда статус находки был подтвержден, ей дали официальное имя, сочетающее названия обсерваторий-первооткрывателей.

27 сентября 2024 г. комета Цзыцзиньшань-ATLAS прошла перигелий — ближайшую к Солнцу точку на своей орбите. Расстояние от небесного тела до нашей звезды в этот день составило около 58,5 млн. км.

Чтобы узнать больше о небесном теле, портал «Научная Россия» обратился к исследователям-астрономам.

Научный руководитель Института астрономии РАН, член-корреспондент РАН Борис Михайлович Шустов отметил, что одна из особенностей кометы — ее яркость.

«Согласно оценкам, блеск кометы Цзыцзиньшань-ATLAS на ночном небе может даже быть сравним с блеском Юпитера. Отличие состоит в том, что Юпитер — компактный объект, а комета будет выглядеть более “размазанной”. Сложно предсказать, насколько яркой будет C/2023 A3: это зависит от того, насколько сильно и глубоко комета прогрелась во время прохождения мимо Солнца и как в результате будет протекать превращение льда из ядра кометы в газ в результате “сухой возгонки” в условиях вакуума. Это, в свою очередь, зависит от структуры ядра кометы: соотношения в нем камня и пыли, состава льда», — объяснил Б.М. Шустов.

Старший научный сотрудник Института космических исследований РАН (ИКИ РАН) Олег Станиславович Угольников поделился примерным прогнозом яркости кометы в звездных величинах: «Блеск кометы на вечернем небе, по оценкам, может достичь около нулевой звездной величины. То есть, если бы мы “сжали” эту комету в точку, ее яркость соответствовала бы самым ярким звездам ночного неба. Но надо понимать, что это все-таки не точка, а размытый объект, поэтому отыскать его будет сложнее. Но зато именно так комету Цзыцзиньшань-ATLAS можно отличить от звезд — благодаря тому, что она будет выглядеть как туманное пятно, возможно, даже с хвостом».

Когда можно выходить на «охоту» за C/2023 A3?

«Самый лучший период для наблюдений кометы Цзыцзиньшань-ATLAS из Северного полушария продлится примерно с 13–15 октября до конца месяца. Если будет хорошая погода, во второй половине октября комета будет видна невооруженным глазом в созвездии Змеи — если точнее, в Голове Змеи, так как это созвездие разделено на две части, которые не стыкуются друг с другом: “голову” и “хвост”. Возможно, без инструментов комету будет наиболее удобно наблюдать даже ближе к концу октября, так как до этого времени она будет находиться слишком близко к Солнцу. Примерно на таком же расстоянии от Солнца некоторые люди невооруженным глазом наблюдают Меркурий на восходе и закате, однако это получается не у всех. Тем более что комета — туманный объект», — рассказал Борис Михайлович Шустов.

«Сейчас комета Цзыцзиньшань-ATLAS вышла из соединения с Солнцем, которое произошло в созвездии Девы. Какое-то время она еще будет двигаться по этому созвездию. При этом само созвездие Девы из Северного полушария уже не видно — оно заходит вместе с Солнцем. Но в дальнейшем, по мере того как комета переместится в созвездие Змеи, а затем — в созвездие Змееносца, ее уже будет достаточно хорошо видно по вечерам, — рассказал О.С. Угольников. — Пока комета заходит вместе с Солнцем, но с каждым следующим днем она начнет заходить за горизонт все позже. И тогда вечером, когда станет темно, можно будет пробовать ее искать», — отметил О.С. Угольников.

Ориентиром при наблюдении кометы в середине октября может послужить яркая звезда Арктур (Альфа Волопаса) — C/2023 A3 расположится левее нее.

Важные условия для наблюдения яркой кометы Цзыцзиньшань-ATLAS — чистое небо и не слишком большая засветка.Источник изображения: tawatchai07 / фотобанк Freepik (представлено в иллюстративных целях)

Исследователи добавили, что с каждым днем комета будет видна все дольше и выше над горизонтом, но при этом начнет тускнеть. Сложно спрогнозировать, когда небесное тело окончательно исчезнет с небосклона Северного полушария, но в ноябре и декабре его еще можно будет наблюдать в телескоп.

Южное полушарие уже готовится прощаться с хвостатой гостьей. «У жителей Южного полушария комета C/2023 A3, наоборот, будет заходить за горизонт все раньше и раньше. Сейчас у них долгие и светлые вечера, и уже в конце октября комета будет садиться вместе с Солнцем. То есть они нам “передают эстафету”», — сказал Олег Станиславович Угольников.

Может ли приближение кометы нести угрозу Земле и ее жителям? Однозначно нет. Как сообщил Борис Михайлович Шустов, комета проходит слишком далеко от нашей планеты, чтобы оказать на нее вредоносное влияние. Все, что может принести нам небесная гостья — эстетическое наслаждение и новые открытия.

«Кометы — это посланники из очень далеких областей Солнечной системы, а порой и из межзвездной среды. Они состоят из того же вещества, из которого изначально образовывались многие небесные тела. Согласно гипотезам, кометы — возможные кандидаты на занос воды на Землю в прошлом. Это та материя, до которой сложно добраться своими силами, поэтому очень интересно, когда она прилетает к нам сама», — пояснил О.С. Угольников.

Что уже успела «рассказать» исследователям комета Цзыцзиньшань-ATLAS?

«Непосвященным все кометы кажутся похожими, но на самом деле у каждой кометы есть интересные особенности, которые можно исследовать. Стоит “копнуть глубже”, и оказывается, что изучаемая комета отличается от других или морфологией, или составом выбрасываемых газов, по которому можно отследить ее историю, или чем-либо иным. У кометы Цзыцзиньшань-ATLAS тоже есть свои отличия. Например, выяснилось, что ее пылевой хвост разделился надвое. Обычно у кометы есть голубоватый газовый хвост и пылевой хвост изогнутой формы, но у C/2023 A3 пылевых хвоста два. Но это отличие не самое экстраординарное, такое тоже случается. Важная особенность кометы Цзыцзиньшань-ATLAS заключается в том, что она долгопериодическая: C/2023 A3 прилетела к нам из очень дальних глубин Солнечной системы — так называемой зоны облака Оорта. Орбита кометы Цзыцзиньшань-ATLAS очень вытянутая, с очень далекими уходами от Земли», — подчеркнул Б.М. Шустов. Кстати, согласно расчетам, самая отдаленная точка орбиты C/2023 A3 удалена от нашей планеты на дистанцию, составляющую треть расстояния между Землей и Проксимой Центавра — ближайшей к нам звездой другой звездной системы.

Борис Михайлович Шустов объяснил, что орбита кометы C/2023 A3 характерна для комет, прибывающих из отдаленных областей Солнечной системы. Такие орбиты называют сильноэллиптическими, близкими к параболическим, иногда — слабо-гиперболическими.

«Гиперболическая орбита характеризует тела, не связанные с Солнечной системой, такие как межзвездная комета Борисова, астероид Оумуамуа. У их орбит большие эксцентриситеты», — сказал Б.М. Шустов.

Эксцентриситет — характеристика орбиты небесного тела. Простыми словами, она отражает «отклонение» траектории движения объекта от круга. Если эксцентриситет равен 0, тело движется по круговой орбите. Если эксцентриситет больше 0, но меньше 1, орбита называется эллиптической. Орбите в форме параболы соответствует эксцентриситет, равный 1, гиперболической — больше 1. Эксцентриситет орбиты кометы Цзыцзиньшань-ATLAS составляет 1,000137.

«У долгопериодических комет, которые очень далеко уходят от Солнца, орбиты вытянутые, и их эксцентриситет больше единицы. Но “добавка” к единице в этих случаях не очень большая и не очень надежная. Эксцентриситет орбиты такой кометы может измениться в результате прохождения мимо Юпитера, Сатурна или другого гравитирующего тела: комету может “выбросить” из Солнечной системы или, наоборот, ее орбита замкнется, — сообщил Борис Михайлович Шустов. — Кроме того, в силу погрешности сложно отличить эксцентриситет орбиты, скажем, 0,99 и 1,01. Некоторые энтузиасты выдвигают предположения, что комета Цзыцзиньшань-ATLAS может быть межзвездной, но подтверждений тому пока нет. Такой вывод можно было бы с уверенностью сделать, если бы эксцентриситет орбиты C/2023 A3 составлял 1,3 или 1,5, так как это уже не входит в пределы возможных погрешностей. По первым предположениям, период этой кометы составляет 30–32 тыс. лет, но в то же время пока нельзя с полной уверенностью сказать, вернется ли она в Солнечную систему или нет».

Таким образом, спрогнозировать дальнейшее «поведение» космической гостьи довольно непросто. Говоря словами «ловца комет» Дэвида Леви, «кометы подобны кошкам: у них есть хвосты, и они делают исключительно то, что им вздумается». Поэтому прогнозы важно подкреплять наблюдениями. Как рассказал Борис Михайлович Шустов, исследователи Института астрономии РАН уже готовы отслеживать комету.

«Наблюдения C/2023 A3 будут вестись в обсерватории на пике Терскол на Кавказе, где у нас располагаются крупные инструменты. Наши ученые уже готовы к работе, но комету пока сложно наблюдать, так как она расположена слишком близко к Солнцу. Отходя от звезды, комета будет постепенно тускнеть, но все равно останется достаточно яркой для наблюдений на темном небе, — сообщил Б.М. Шустов. — В основном мы будем наблюдать зону ядра кометы и ее кому (облако из пыли и газа, окружающее ядро — Примеч. авт.). Хвост кометы через этот телескоп будет сложно наблюдать из-за небольшого поля зрения инструмента, поэтому для изучения хвоста мы планируем использовать отдельную камеру.

Для нас очень интересно пронаблюдать за тем, как “живет” ядро кометы: распадается оно или нет. В целом распад кометы — обычное явление, так как ее ядро — это плотное, но не слишком прочное льдосодержащее тело. Особенно высока вероятность разрушения у комет, проходящих на небольшом расстоянии от Солнца. Цзыцзиньшань-ATLAS как раз подошла к нашей звезде довольно близко, что позволяет выдвинуть предположение об ее разрушении. Но оно должно подтвердиться наблюдениями».

Этот год стал настоящим подарком для астрономов: как напомнил Б.М. Шустов, 27 сентября 2024 г., когда Цзыцзиньшань-ATLAS проходила перигелий, с помощью системы ATLAS была открыта еще одна комета, получившая название C/2024 S1 (ATLAS). Обнаруженное небесное тело относится к классу sungrazing comets — околосолнечных комет (досл. пер. «комет, царапающих Солнце»). 28 октября эта комета окажется на минимальном расстоянии до Солнца, которое, как предполагается, составит всего 500 тыс. км.

«При этом C/2024 S1 может и разрушиться, и испариться, и дать заметный выброс вещества, благодаря которому способна стать ярче, чем Цзыцзиньшань-ATLAS. Проблема заключается только в том, что она будет расположена на очень небольшом расстоянии от Солнца и поэтому ее будет крайне сложно наблюдать без специальных инструментов, — сообщил Борис Михайлович Шустов. — На самом деле, из 4–5 тыс. известных на данный момент комет большая часть — именно “царапающие Солнце”. Они очень яркие, поэтому хорошо наблюдаются с помощью специальной аппаратуры. Такие кометы наблюдают с космических телескопов, таких как солнечная обсерватория SOHO, так как они способны экранировать яркое свечение Солнца и за счет этого наблюдать тела, падающие на нашу звезду и проходящие близко от нее».

Беседа с Б.М. Шустовым

Беседа с О.С. Угольниковым

ТАСС. Россияне в середине октября смогут наблюдать яркую комету Цзыцзиньшань-ATLAS

Московский планетарий. Астрономический прогноз на октябрь 2024 г.

University of Minnesota. Bell Museum. Rod Nerdahl. Newly-Discovered Comet Tsuchinshan-ATLAS: Will It Dazzle or Disappoint?

Scientific American. Phil Plait. Will This Comet Be the Brightest of 2024?

Телеканал «Наука». Еще одна комета может быть заметна невооруженным глазом в конце октября