Группа астрономов из Макао, США, Германии, Тайваня и Канады наблюдала за неуловимой околосолнечной кометой 323P/SOHO и впервые сняла ее на наземный телескоп. Это первый раз, когда такая комета была поймана в процессе распада, сообщает Национальный институт естественных наук (Япония). Подробно открытие описано в The Astronomical Journal.

Кометы, подобные 323P/SOHO, проходят так близко к Солнцу, что их трудно обнаружить и изучить. Большинство из них были обнаружены случайно при наблюдениях с помощью солнечного телескопа. Но даже принимая во внимание эту трудность, вблизи Солнца находится гораздо меньше комет, чем ожидалось: что-то, вероятно, разрушает их, прежде чем они получат шанс совершить свое фатальное последнее приближение к Солнцу.

В данном исследовании ученые использовали несколько наземных телескопов, включая телескоп «Субару», канадско-французский гавайский телескоп (CFHT), телескоп «Джемини-Север», телескоп Обсерватории Лоуэлла и космический телескоп «Хаббл». Астрономы точно не знали, где искать комету, но широкое поле зрения телескопа «Субару» позволило им найти комету по мере ее приближения к Солнцу. Это был первый раз, когда 323P/SOHO была заснята наземным телескопом. С помощью этих данных исследователи смогли определить, куда направить другие телескопы, и ждали, когда 323P/SOHO снова начнет удаляться от Солнца.

Исследователи обнаружили, что 323P/SOHO заметно изменилась, когда проходила близко к Солнцу. В данных телескопа «Субару» комета была просто точкой, но в последующих данных у нее был длинный кометный хвост из выброшенной пыли. Исследователи считают, что интенсивное солнечное излучение привело к тому, что части кометы откололись из-за термического разрушения (подобно тому, как трескаются кубики льда, когда мы наливаем на них горячий напиток). Этот механизм потери массы может помочь объяснить, что происходит с кометами, сближающимися с Солнцем, и почему их осталось так мало.

Также выяснилось, что 323P/SOHO быстро вращается: на один оборот уходит чуть более получаса. Наблюдения за другими кометами, находящимися вблизи Солнца, необходимы, чтобы понять, обладают ли они такими же чертами, отмечают авторы работы.

[Фото: SUBARU TELESCOPE/CFHT/MAN-TO HUI/DAVID THOLEN]