Международная команда ученых установила, что за активацию полового поведения и созревание яйцеклеток у мышей отвечает одно и то же вещество. Это гормон кисспептин. Он образуется в особой группе нейронов внутри вомероназального органа — части обонятельной системы, реагирующей на запахи феромонов. Это происходит только после того, как самка почуяла феромоны самца. Научная статья опубликована в журнале Nature Communications.

О существовании кисспептина (от английского слова kiss — поцелуй) известно достаточно давно. Это пептид (цепочка из нескольких аминокислот), обладающий свойствами сигнального вещества — гормона. Он играет важную роль в развитии яичников и семенников во время полового созревания, и если его в данный период вырабатывается недостаточно, половые органы у такой особи оказываются недоразвитыми. Также известно, что кисспептин синтезируют клетки головного мозга, в частности, вомероназального органа. Это часть обонятельной системы млекопитающих, воспринимающая запахи феромонов — пахучих сигнальных веществ. Отсюда родилось предположение, что выработка кисспептина активируется, когда животное чует феромоны другой особи.

Авторы работы, о которой идет речь, решили уточнить роль кисспептина в половом поведении. Они использовали несколько групп взрослых самок мышей. Всем самкам удаляли яичники, чтобы их собственные половые гормоны, образуемые в этих органах, не влияли на результаты эксперимента. Потом им вводили прогестерон — женский половой гормон, концентрация которого особенно высока перед овуляцией. После мышам давали понюхать либо феромоны самок, либо самцов того же вида. Затем подопытных сажали в центр решетчатого ящика с тремя отсеками. В одном боковом отсеке находился незнакомый самец, в другом — самка. Мыши, не готовые к спариванию, обычно предпочитают общество товарок, а не самцов.

Тест с ящиком показал, что самки, которым дали понюхать мужские феромоны, предпочитали сидеть у стенки, ближайшей к самцу, и принимали позы готовности к спариванию. Те, кому предъявляли женские феромоны, к самцам были безразличны, то есть спаривание их не интересовало. На животных с удаленным вомероназальным органом не действовали даже мужские феромоны. Как выяснилось в ходе исследования мозговой ткани самок, производящие кисспептин нейроны активируют в гипоталамусе выработку гормона, запускающего созревание яйцеклеток. Получается, что гормон вомероназального органа кисспептин вызывает у самок мышей тягу к самцам и одновременно готовит их организм к спариванию.

Авторы статьи предполагают, что кисспептин может стать средством для коррекции силы полового влечения у женщин. Немалый процент их жалуется на крайне низкий интерес к сексу. Можно надеяться, что исследованный гормон сможет его поднять. Однако надо помнить, что половое поведение мышей и человека имеет множество различий. В частности, до сих пор не вполне понятно, функционирует ли у представителей нашего вида вомероназальный орган, клетки которого и выделяют кисспептин. Кроме того, в последнее время исследователи склоняются к тому, что у человека нет феромонов, а ведь именно они активируют синтез кисспептина у мышей.