Президент РАН на Петербургском экономическом международном форуме дал интервью телеканалу "Россия 24". В нём он в том числе рассказал о вкладе губернаторов в развитие науки, уроках пандемии и практическом применении науки.
"Мы много общаемся с губернаторами и обсуждаем вопросы научно-инновационного развития регионов. Я считаю, что нам обязательно нужно в нашей региональной политике вводить научно-инновационный рейтинг регионов. Не просто для того, чтобы констатировать: вот этот у нас уже инновационный, а этот не инновационный и никогда не будет... Нам важна динамика. Нам важно увидеть, как этот рейтинг заработает на то, чтобы эти регионы стали продвигаться вперёд. И здесь в последнее время мы дискутируем на разных площадках, в том числе в Совете Федерации о том, что не надо ли нам подумать в будущем, чтобы среди параметров KPI среди губернаторов был параметр научно-технологического развития региона. Потому что сейчас среди 20 KPI, которые для губернаторов, и по которым оценивается их деятельность, слово "наука" отсутствует. Его просто нет. Но если мы хотим строить научно-техническое будущее для нашей страны, наверное, что-то такое должно появиться. Не в целом, на федеральном уровне, но и для того, чтобы стимулировать регионы. Ведь вы знаете, роль губернаторов в регионах очень сильна. Да, мы можем говорить, что университеты, федерального подчинения, бизнесы - своего подчинения, но без губернаторов крупные дела в регионах точно не делаются...", - говорит Александр Михайлович.
Об уроках пандемии: "Если говорить об уроках, то очень важным с точки зрения науки, и в целом отношения общества и власти к науке, является тот урок, что мы сумели так быстро среагировать, потому что у нас был научный, фундаментальный задел, на котором практическая наука достаточно быстро нашла решение. Мы же говорим, что все эти платформы, которые привели к созданию вакцин, у нас были. Мы знали как с ними работать. И после того, как был расшифрован геном коронавируса, а эта информация была уже в январе прошлого года, стало понятно, какие платформы годятся для таких практических приложений. И дело пошло, но ведь могло получиться так, что к этой совершенно новой угрозе мы и весь мир не были бы хорошо готовы...И первый урок, который отсюда следует: надо поддерживать задел на высоком уровне. А задел - фундаментальная наука".