Редко можно встретить профессию более безрадостную, чем профессия полевого археолога, работающего в пустыне, среди диких скал, в полной удаленности от всякой цивилизации, в тяжелых климатических условиях, способных лишить человека всякого мужества… И они не делают из всего этого сенсаций, эти археологи. Они продолжают работать, как будто условия их труда — нечто само собой разумеющееся. Ибо для них во всем мире не существует более интересной профессии, чем избранная ими. Они живут среди опасностей, с глазу на глаз с не открытой еще тайной. Не сегодня-завтра она может быть раскрыта, и тогда мировая пресса назовет их имена.

Эрих Церен

В детстве многие из нас читали истории о затерянных городах и запрятанных кладах. Карта сокровищ с точкой, отмеченной крестом, легенды об Атлантиде, лежащей на дне океана, будоражили наш разум. Почему? Кто-то скажет, что сказки о закопанном золоте — это завуалированное желание людей легко и быстро обогатиться. Но на деле человека всегда привлекает сама загадка и история, связанная с ней. Именно поиском ответов на такие тайны и занимаются археологи — настоящие романтики науки.

История утверждения 15 августа в качестве даты празднования дня археолога в России сама по себе окутана тайной. Праздник не считается официальным и появился то ли в начале XX в., то ли в середине. Академик Валентин Лаврентьевич Янин предлагал такую версию:

Когда-то, лет 70 назад, еще перед войной, велись в Новгороде раскопки. Ребятам-археологам захотелось праздника, пришли они к руководителю экспедиции Арциховскому и говорят: «Сегодня большой праздник, надо бы отметить». — «А какой?» — «Да день рождения Буцефала, коня Александра Македонского!» Ну и отметили, как полагается. А потом повод забылся, и стал день рождения Буцефала Днем археолога.

По другой версии 15 августа было назначено праздником в честь дня рождения доктора исторических наук и археолога Татьяны Сергеевны Пассек. Документы же говорят о третьем варианте: инициатором создания Дня археолога выступила археолог и искусствовед Гали Федоровна Корзухина. Но, так или иначе, традиция сохраняется и по сей день.

Кто же они такие — археологи? Как выглядит их работа? Как сильно новые технологии и развитие науки повлияли на нее? Как ни странно, даже сейчас, в XXI в., с появлением новых методов анализа почвы и способов исследовать недра земли основным методом археологических разведок остаются пешие маршруты и закладывание шурфов.

Что такое шурф? Срез почвы небольшой глубины, редко доходящий до 20–30 м. Археологи извлекают грунт в месте, в котором потенциально может находиться исторический артефакт, исследуют его, затем переходят на следующее место, снова делают срез почвы, и т.д., и т.д.

В шурфе могут быть кусочек камня от древнего каменного орудия или ракушка — явные признаки того, что в этом месте можно начинать раскопки. Но даже если ярко выраженных следов нет, все еще могут быть следы химические. Фосфаты указывают на гниение, и с их помощью легко найти мусорные отложения. Ртуть остается в почве в тех местах, где люди потрошили рыбу. А липиды указывают в принципе на наличие органических веществ.

Как археологи выбирают места для разведки? Если команда целенаправленно ищет стоянки древних людей или места обитания тех или иных животных, в ход идут теоретические данные из архивов, свидетельства и записи, если такие есть, очень часто приходится полагаться на удачу. Впрочем, в последнее время археологи все чаще и чаще не выбирают место, которое будут исследовать. Почему?

Мир развивается, города растут, требуются все новые и новые стройки — дома, тоннели, дороги. Согласно российскому законодательству, строительные компании обязаны проводить на участках перед началом работ археологическую экспертизу. И когда оказывается, что на месте чьей-то будущей квартиры уже было чье-то жилье, пусть и несколько столетий назад, археологи производят так называемые спасательные раскопки.

«Спасательные раскопки на местах строительства обеспечивают сегодня основной приток новых материалов в археологии. Такая ситуация во всем мире. Вы видите на стене моего кабинета изображения предметов парадного конского снаряжения. Они найдены при недавних спасательных раскопках на территории Калининградской области, на месте могильника древних эстиев, который оказался в зоне строительства подземного хранилища газа. А самый крупный полевой проект Института археологии прошлого года — это раскопки на трассе автодороги “Москва — Казань”, где нам впервые удалось вскрыть древнерусские сельские поселения целиком, с полным охватом всей территории», — рассказывал в 2022 г. в интервью «Научной России» вице-президент Российской академии наук, директор Института археологии РАН академик Николай Андреевич Макаров.

После того как артефакт найден, он тщательно исследуется. В ход идет любая информация, которая могла бы пролить свет на происхождение находки: место, обстановка, глубина залегания, предметы, найденные по соседству. В археологии самое главное — контекст, в котором находился предмет. Радиоизотопное датирование позволяет выявить возраст останков людей и животных, термолюминесцентное датирование применяют для изделий из неорганических материалов. Гидратация стекла и дендрохронология устанавливают возраст стекла и древесины соответственно, а электронный парамагнитный резонанс позволяет изучать зубы.

В конце концов артефакты, как кусочки пазла, под внимательным взглядом археологов складываются в новую картину прошлого. Именно этим людям мы обязаны знаниями о самых ранних периодах жизни нашей планеты. Ведь, что бы ни происходило на Земле, любое событие всегда оставляет след.

Источник фото на странице: Mika Ruusunen on Unsplash