Боевой топор, редкие домонгольские торговые пломбы, стеклянные бусы и наконечник копья вот короткий перечень самых ярких находок, обнаруженных экспедицией Института археологии РАН в ходе работ в Суздале и Суздальском Ополье. Полевой сезон еще не закончен, но полученные сведения и обнаруженные артефакты позволяют получить новые сведения об основании и первоначальном периоде заселения Суздаля.

Археологические работы на некрополе Гнездилово, Суздальское Ополье. В центре: кольцевая канавка вокруг погребения

«Суздаль и Суздальское Ополье известны как особая историческая территория, насыщенная древностями, открывающая перспективы неожиданных находок. Она требует повышенного внимания археологов и ответственного отношения к сохранению археологического наследия при строительстве. Ежегодно здесь ведутся археологические работы. Одна часть из них – спасательные раскопки на участках современного строительства и благоустройства, вторая – археологические разведки и раскопки с чисто исследовательскими задачами, при которых выбор объекта и места раскопок целиком подчинен интересам науки. Сегодня общая задача тех и других работ – способствовать обновлению наших знаний о становлении и ранней истории Суздаля в преддверии его 1000-летия», – сказал директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров.

Полевой сезон Института археологии РАН в 2023 году начался весной с обследования средневековых сельских поселений, которыми изобилует Суздальское Ополье. Всего обследовано около десятка селищ, некоторые выявлены впервые, на одном из них найдена первая в Суздальской земле печать князя Юрия Владимировича Долгорукого, с именем которого связано превращение Суздаля в главный властный центр Северо-Восточной Руси в начале XII века.

Археологические работы в Суздале и Суздальском Ополье продолжаются. Сейчас в Суздале раскопки ведутся на нескольких участках: в Кремле, на территории Окольного города и на периферии городской территории, за валами XII века. Все эти работы связаны с обязательными исследованиями перед строительством, прокладкой коммуникаций и реконструкцией исторических зданий, причем во многих случаях это – небольшие раскопы на местах укрепления фундаментов. Наибольший интерес в этих раскопах для археологов представляют нижние горизонты культурного слоя, отражающие древнейший период освоения городской территории. Собранный в ходе этих раскопок материал дает возможность установить время заселения отдельных участков, характер застройки и составить общую картину формирования и развития города.

Наиболее важные результаты получены в ходе работ на Кремлевской улице, где раскопами и шурфами охвачен значительный участок от кремлевского рва до недавно созданного Центра Мира. Здесь выявлены отдельные находки рубежа XI–XII веков, культурный слой и остатки построек середины XII – первой половины XIII века и материалы послемонгольского времени, второй половины XIII–XV века.

«Для изучения истории Суздаля принципиальное значение имеет вопрос о начальной дате заселения этой части города, примыкающей к Кремлю с внешней стороны. Судя по находкам рубежа XI–XII веков, освоение этой территории началось не позднее начала XII века, но постройки и культурный слой этого времени здесь пока не выявлены. Возможно, они были срезаны при обустройстве территории во второй половине XII века. Продолжение раскопок даст возможность прояснить ситуацию», – пояснил заместитель начальника Волжской экспедиции ИА РАН Сергей Милованов.

В ходе раскопок на Кремлевской улице археологи собрали выразительную коллекцию средневековых предметов, отражающих повседневную жизнь и хозяйственные занятия горожан. Среди наиболее интересных находок – наконечник копья XII века, стеклянные бусы, иконка с поясным изображением святого, датируемая XIV–XV веками.

Также на этом участке археологи исследовали остатки городской усадьбы. От других территорий города она отличается большим количеством найденных свинцовых пломб, так называемого «дрогичинского типа»: за два года исследований археологи собрали более 30 экземпляров. На сегодняшний день среди исследователей нет единого мнения о назначении этих пломб. Подобные находки связывают с административно-налоговой деятельностью или торговлей мехами: предполагается, что такими пломбами могли опечатывать связки товаров, подтверждать таможенную оплату или скреплять документы торгового характера. В любом случае такое большое количество пломб свидетельствует о неординарном характере усадьбы, которая находилась непосредственно возле первоначальных укреплений города.

Археологические работы в Суздале на ул. Теремки. Рабочий момент

Раскопки могильника Гнездилово – одного из некрополей с погребениями древнерусской элиты в ближайшей суздальской округе – ведутся четвертый год. Это совместный проект Института археологии РАН и Государственного исторического музея, который финансируется Российским научным фондом. Гнездилово представляет исключительный интерес как археологический памятник, характеризующий погребальный обряд, культуру и социальное устройство Суздальской земли в XXI веках, в период становления Суздаля как нового очага древнерусской жизни и властного центра.

На текущий момент в двух раскопах площадью около 360 кв. м выявлено и расчищено четыре погребения и две кольцевые оградки, обозначавшие границы погребальных площадок, а также остатки поминальных комплексов с развалами разбитых глиняных сосудов. Два погребения, судя по составу находок, были мужскими. В одном из них был найден миниатюрный боевой топорик, который стал девятой находкой в коллекции боевых топоров, найденных в Суздальском Ополье. Находка подкрепляет сделанные ранее предположения, что суздальские «большие поселения» в XXI веках были местами сосредоточения социальной элиты, связанной с воинскими занятиями и управлением Суздальской землей.

«В Гнездилове раскопками прошлых лет исследовано более 30 погребений. Задача раскопок 2023 года – выявить новые погребальные комплексы (по возможности, не разрушенные распашкой), уточнить детали погребального обряда на этапе перехода от язычества к христианству, расширить источниковую базу для изучения культурной ситуации и общества Северо-Восточной Руси», – сообщила научный сотрудник Государственного исторического музея Анна Красникова