Источник фото - ru.123rf.com

Российские ученые разработали метод получения медицинского изотопа лютеция-177, благодаря которому препараты на его основе станут доступнее. Работа выполнена исследователями Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) им. В.И. Вернадского РАН совместно с Научно-исследовательским институтом ядерной физики (НИИЯФ) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Лютеций-177 — один из самых известных и широко применяемых терапевтических изотопов в ядерной медицине. Его получают при облучении мишеней в реакторе или на циклотроне, однако растущий мировой спрос на этот изотоп заставляет искать новые пути получения.

Химики ГЕОХИ РАН совместно с физиками НИИЯФ МГУ разработали и апробировали новый способ получения лютеция-177 фотоядерным методом, включающим облучение гафния на ускорителе электронов.

Это первый и единственный в мире способ, позволивший быстро и полностью отделить наработанный в ультрамалых количествах изотоп от облученного оксида гафния и образующихся при облучении примесей других элементов. По словам ученых, высокая степень очистки подтверждена современными методами исследования, а достигнутая чистота позволит использовать выделенный изотоп в медицине. Кроме того, метод дает возможность регенерировать дорогой материал мишени, который впоследствии можно повторно облучать для получения новых доз изотопа.

При производстве лютеция-177 в реакторах или на циклотронах всегда образуется примесь долгоживущего изомера — изотопа лютеция-177m. Он нарабатывается в очень малых количествах, но все еще может навредить пациентам. Научная группа регистрировала спектры выделенного новым способом лютеция-177 в течение 7 месяцев и впервые точно определила содержание изомера при фотоядерном производстве лютеция-177. Таким образом было установлено, что количество изомера в этом случае одно из самых низких среди всех методов.

Таким образом, разработанный в ГЕОХИ РАН и НИИЯФ МГУ способ позволит регулярно получать и выделять лютеций-177 с помощью фотоядерного метода, т.е. при облучении на ускорителях электронов, что сделает препараты на его основе доступнее.

«Метод однозначно перспективен для наработки лютеция-177 для доклинических исследований (где не нужно много активности), так как его дешево нарабатывать, легко выделять, содержание вредного изомера лютеция-177m крайне мало, а дорогой материал мишени можно регенерировать и использовать повторно сколько угодно раз. Теперь почти на любых ускорителях электронов возможно нарабатывать и без проблем выделять лютеций-177 для доклинических опытов — вести разработку новых препаратов на его основе, исследования их устойчивости в биологических средах и в организме лабораторных животных при введении в кровь, что так или иначе со временем приведет к расширению круга существующих радиофармпрепаратов на основе данного изотопа. В этих задачах метод станет конкурентной альтернативой получению лютеция в реакторах или на циклотронах», — рассказал старший научный сотрудник лаборатории радиохимии ГЕОХИ РАН, кандидат химических наук Андрей Казаков.

Исследование проводилось при финансовой поддержке Российского научного фонда. Научная статья опубликована в журнале Molecules.

Информация предоставлена пресс-службой Минобрнауки России