Специалисты из Института русской литературы (Пушкинский дом, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург) в архиве обнаружили неизвестный ранее автограф Александра Пушкина. Он датируется январем 1837 года. По словам старшего научного сотрудника ИРЛИ РАН Натальи Хохловой, автограф входит в число последних отметок поэта.
«Обнаруженный автограф представляет собой пометы Пушкина в виде текстовых вставок и трех отдельных исправлений в рукописи [Александра] Тургенева (1784–1845) в его письмах [князю Александру] Голицыну (1773–1844)», — говорит Наталья Хохлова в своем выступлении по видеосвязи, которое размещено на YouTube-странице института.
Она также добавила, что историк Тургенев был другом Пушкина. В архивах Парижа он искал в том числе источники по российской истории, а отчеты отправлял князю Голицыну. Некоторые из таких материалов Александр Пушкин собирался опубликовать в пятом томе журнала «Современник», основанном им в 1836 году. 16 января 1837 года поэт прочитал письма, адресованные Голицыну, а затем отправил Тургеневу материал. К нему Александр Сергеевич добавил сопроводительное письмо, которое попросил отредактировать.
«Думаю дать этому всему вот такое заглавие — «Труды изыскания такого-то, или А. И. Т. в римских и парижских архивах». Статья глубоко занимательная», — указано в письме.
В 20-х числах января 1837 года Пушкин вносит правку.
«Поэтому мы можем говорить, что это один из самых последних автографов Пушкина», — добавляет Хохлова.
Она также добавила, что письмо было найдена в архиве братьев Тургеневых. По предварительным данным, после смерти Пушкина его возвратили Александру Тургеневу. Это классический семейный архив нескольких поколений семьи Тургеневых. В течение 1904–1912 годов его передали Академии наук в качестве исторического памятника. В архив входит примерно 5 тыс. единиц хранения, которые играют большую роль в изучении последних месяцев жизни Пушкина.
«Ценно в этой находке также то, что редакторских материалов «Современника» сохранилось крайне мало», — отмечает Наталья Хохлова.
В конце она добавила, что автограф мог быть уничтожен, если бы Пушкин сам опубликовал письма Голицыну.
Фото на странице: Vladimir Vereshchagin / Фотобанк Unsplash