С помощью 8,1-метрового телескопа «Джемини-Юг» (Gemini South) астрономы получили наиболее четкое изображение звезды R136a1, самой массивной из известных звезд во Вселенной, сообщает пресс-служба NOIRLab. Результаты исследования предполагают, что звезды, которые считаются крупными, на самом деле  могут быть не такими массивными. Препринт статьи, подготовленной для The Astrophysical Journal, доступен на arxiv.org.

Наблюдать за звездами, масса которых более чем в 100 раз превышает массу Солнца, непросто: обычно они обитают в густонаселенных центрах окутанных пылью звездных скоплений. К тому же, гигантские звезды быстро умирают, сжигая запасы топлива всего за несколько миллионов лет. Для сравнения: Солнцу сейчас около пяти миллиардов лет. Сочетание плотно «упакованных» звезд, относительно короткого времени жизни и огромных астрономических расстояний не позволяет быстро различить отдельные массивные звезды в скоплениях.

Расширив возможности инструмента Zorro, установленного на телескопе «Джемини-Юг» Международной обсерватории «Джемини», астрономы получили самое четкое изображение R136a1 — самой массивной из известных звезд. Эта звезда является частью звездного скопления R136, которое находится примерно в 160 тысячах световых лет от Земли в центре туманности Тарантул в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике-компаньоне Млечного Пути.

Предыдущие наблюдения показали, что масса R136a1 в 250-320 раз превышает массу Солнца. Согласно же новым данным, эта гигантская звезда может быть всего в 170-230 раз массивнее Солнца. Но даже с этим значением R136a1 по-прежнему считается самой массивной звездой из известных на сегодняшний день.

Астрономы могут оценить массу звезды, сравнивая ее наблюдаемую яркость и температуру с теоретическими предсказаниями. Более четкое изображение Zorro позволило астрономам определить, что значение яркости R136a1 на самом деле ниже. И, соответственно, значение массы тоже. «Это говорит о том, что верхний предел звездных масс также может быть меньше, чем считалось ранее», — отмечают авторы работы.

Кроме того, результаты работы заставляют пересмотреть происхождение элементов тяжелее гелия во Вселенной. Эти элементы образуются во время катастрофической взрывной гибели звезд, масса которых более чем в 150 раз превышает массу Солнца, в ходе событий, которые астрономы называют парно-нестабильными сверхновыми. Если R136a1 менее массивна, чем считалось ранее, то же самое может быть верно и для других массивных звезд, и, следовательно, сверхновые с парной нестабильностью встречаться реже, чем ожидалось.

[Фото: INTERNATIONAL GEMINI OBSERVATORY/NOIRLAB/NSF/AURA ACKNOWLEDGMENT: IMAGE PROCESSING: T.A. RECTOR (UNIVERSITY OF ALASKA ANCHORAGE/NSF’S NOIRLAB), M. ZAMANI (NSF’S NOIRLAB) & D. DE MARTIN (NSF’S NOIRLAB)]