Экономисты МГУ обнаружили, что рост медианного и среднего возрастов населения в регионах страны имеет положительную корреляцию с темпами роста общей факторной производительности (ОФП) — ключевого показателя технологического прогресса и эффективности экономики. Для анализа использовались модифицированная методика расчета ОФП, учитывающая российскую специфику, и пространственные эконометрические модели. Полученные результаты помогут уточнить прогнозы экономического развития регионов с учетом демографических трендов. Исследование проводилось в рамках Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ «Математические методы анализа сложных систем». Результаты работы опубликованы в журнале «Экономика региона».

Медианный возраст в регионах России в 2020 г. (источник: разработано авторами по данным Федеральной службы государственной статистики rosstat.gov.ru. Демоскоп Weekly: demoscope.ru)

Медианный возраст в регионах России в 2020 г. (источник: разработано авторами по данным Федеральной службы государственной статистики rosstat.gov.ru. Демоскоп Weekly: demoscope.ru)

 

Старение населения — один из ключевых демографических вызовов современности, который несет в себе риски чрезмерной нагрузки на социальную систему и замедления роста в связи с сокращением доли трудоспособного населения. Однако новое исследование показывает, что у старения населения может быть и положительная сторона с точки зрения экономической эффективности. 

«Мы проверяли гипотезу о связи возрастной структуры и темпов роста общей факторной производительности (остатка Солоу) — той части экономического роста, которая не объясняется простым накоплением капитала и труда, а отражает технологические и институциональные улучшения. Оказалось, что старение населения, измеряемое через медианный и средний возраст, оказывает значимое положительное влияние на рост ОФП в российских регионах», — рассказал Антон Беляков, доцент Московской школы экономики МГУ. 

Ученые предложили собственную модификацию косвенного метода расчета остатка Солоу для регионов России, основанную на мобильности капитала внутри, из-за чего его арендная ставка меняется одинаково во всех регионах. Это позволило уменьшить искажения в данных по региональному распределению капитала. Проанализировав данные по 80 регионам России с 2010 по 2021 год, исследователи рассчитали темпы прироста ОФП и выявили их сильную вариацию. Например, в Москве вклад ОФП в рост валового регионального продукта (ВРП) составил всего 2.5%, тогда как в среднем по России— 17.6%, а, например, в Камчатском крае он превысил 50%. 

Далее с помощью пространственных эконометрических моделей экономисты изучили, как на рассчитанную ОФП влияют различные демографические показатели: коэффициент демографической нагрузки, медианный возраст, средний возраст и их отношение. Расчеты индекса Морана подтвердили наличие пространственной корреляции между регионами, что потребовало использования моделей с пространственными эффектами. 

Результаты показали, что медианный и средний возраст оказывают статистически значимое положительное влияние на рост ОФП. Согласно модели, увеличение медианного возраста на 1% приводит к росту ОФП на 2.28%, причем большая часть этого эффекта (1.76%) является косвенной и реализуется через влияние на соседние регионы. Коэффициент демографической нагрузки и другие контрольные переменные (ожидаемая продолжительность жизни, число научных организаций) оказались не значимы в данной модели. 

«Полученный результат можно объяснить накопленным человеческим капиталом старшего поколения — их опытом, навыками и знаниями, которые повышают эффективность труда. Кроме того, увеличение продолжительности жизни стимулирует рост сбережений, что делает кредиты более доступными для бизнеса, в том числе для финансирования инноваций», — пояснил заведующий кафедрой эконометрики и математических методов экономики Московской школы экономики МГУ Алексей Курбацкий

Авторы подчеркивают, что оцененное влияние изменений в возрастной структуре на производительность может быть использовано для построения более точных прогнозов экономического развития российских регионов с учетом долгосрочных демографических тенденций.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ