Надгробную плиту с надписью, датируемую 1492 годом, обнаружили сотрудники Подмосковной экспедиции Института археологии РАН при проведении спасательных раскопок в Троице-Сергиевой лавре. Это очень редкая находка: изначально надгробные плиты на Руси были безымянными, и только в конце XV века на надгробьях появились надписи, содержащие крестильное имя умершего и дату его смерти. Найденная в Лавре плита стала четвертым известным подписным надгробием XV века и третьим по древности датировки: ранее при раскопках в Лавре были найдены надгробия с эпитафиями инокам Мисаилу Плещееву, который умер между 1467–1474 годами, и Вассиану, скончавшемуся в 1480 году.
Орнамент по краям на поверхности найденной плиты состоит из двух рядов мелких треугольников, обращенных вершинами друг к другу. В верхней части плиты вырезан круг-розетка, а углы отсекают дуги из таких же рядов мелких треугольников. В средней части плиты находится еще одна розетка, от которой отходят две полукруглые боковые линии. В центре плиты вырезана надпись, указывающая, что под ней «положен инок Филофей лета 7000 августа 20».
«Эта плита – одно из древнейших подписных надгробий Руси. Учитывая, что надписи на надгробных плитах появились именно в последней четверти XV века, мы можем говорить, что Троице-Сергиев монастырь был одним из старейших центров формирования культуры подписного надгробия. Благодаря археологическим исследованиям, проведенным перед строительными работами, эта часть отечественной культуры становится нам более понятной, а музейная коллекция пополнилась новым уникальным экспонатом», – сказала заместитель директора по науке Института археологии РАН, руководитель Подмосковной экспедиции ИА РАН Ася Энговатова.
Некрополь Троице-Сергиевой лавры возник еще при жизни основателя обители, преподобного Сергия. Однако первые белокаменные надгробия с эпитафиями появились гораздо позже, в последней четверти XV века.
По словам Леонида Беляева, заведующего отделом археологии Московской Руси ИА РАН, автора исследования «Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII−XVII вв.», изначально на плиты прямоугольной формы резчики наносили символы, связанные с мотивом креста, неба и тела человека. Эта композиция постепенно трансформировалась и в конце концов приобрела форму, схожую с оформлением на плите, найденной в Троице-Сергиевой лавре: в середине двумя полудугами была обозначена грудная клетка человека, над ней кружок-розетка обозначал голову, посредине, на той точке, откуда расходились две грудные дуги, находился еще один кружок (нижняя розетка) – живот с узлом пояса или пряжка ремня.
Появление на надгробьях подписей, вероятно, связано с утверждением на Руси новой поминальной практики – вечного поминовения, которое обеспечивал вклад в монастырь. Именно на эти средства монастыри развивались, строили новые здания, приобретали богослужебные одеяния, драгоценную утварь, иконы, расширяли хозяйство. Иногда плита выполняла функцию «сторожа места» на некрополе: так, в 1980-1990-х годах в Троице-Сергиевой лавре было найдено несколько надгробий, на которых было указано, что участок принадлежит определенному человеку. Это означало, что плиты покупали заранее и клали на желаемое место будущего погребения еще при жизни.
Плиты с эпитафией принадлежали знатным и состоятельным людям. Ранее в монастыре были обнаружены плиты с эпитафиями представителя древнего рода Мисаила Плещеева (умер между 1467–1474 гг.) и видного политического деятеля правления Василия Тёмного и Ивана III дьяка Василия Беды (скончался в 1480 г.). Оба приняли постриг в Троице-Сергиевом монастыре и пожертвовали богатые вклады. В настоящее время не установлено, кому принадлежит надгробие с именем «инок Филофей»: это может быть как знатный человек, принявший постриг перед кончиной, так и некто, посвятивший жизнь служению Богу.
«Некрополь Троице-Сергиевой лавры можно назвать уникальным: здесь были обнаружены ключевые для истории московского белокаменного надгробия экземпляры. Эти плиты – один из немногих маркеров, обозначающих для нас своеобразие раннемосковской (то есть по сути – современной российской) культуры. Тексты эпитафий являются ценнейшими историческими свидетельствами, не менее информативными, чем содержащиеся в письменных источниках. Надписи на надгробьях были важны, чтобы не забылся человек, чтобы продолжались поминальные богослужения и облегчалась его загробная судьба. Они составляли огромный коллективный синодик, только листы его были не бумажные, а каменные», – отметил Леонид Беляев.
Подмосковная экспедиция ИА РАН ведет спасательные археологические работы на территории Троице-Сергиевого монастыря с 2004 года. В результате раскопок, проведенных в связи с реконструкцией инженерных сетей, были обнаружены десятки тысяч находок, которые позволили уточнить детали исторических событий, в которые оказалась включена Лавра, и выявить малоизвестные, но не менее важные страницы истории, связанные с традициями монастыря, особенности его строительства, архитектуры и внутреннего убранства зданий. Комплексные археологические и антропологические исследования на некрополе обители позволили определить места захоронений насельников монастыря, реконструировать их внешний облик, узнать больше о быте, физических нагрузках, рационе и состоянии их здоровья.
Информация и фото предоставлены пресс-службой Института археологии РАН
Источник фото: Институт археологии РАН