«Буран» и ракета-носитель «Энергия».  Источник фото:  «Ростех»

«Буран» и ракета-носитель «Энергия».  Источник фото:  «Ростех»

 

Идея создать самолётоподобный космический корабль появилась почти сразу после первых полётов в космос. Таким аппаратом стал «Буран», изделие 1.01. Он предназначался для выведения на орбиту, космического полёта и возвращения на Землю, а также для проведения военно-прикладных исследований, решения целевых задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны. Всего «Буран» мог совершить около сотни космических полётов, но получилось реализовать лишь один успешный.

Главным разработчиком «Бурана» в 1976 году стало НПО «Молния», которое уже работало над подобным проектом – авиационно-космической системой «Спираль», хотя в создании «Бурана» по данным «Ростеха» за 10 лет участвовало около 1200 организаций.

«Буран» был длиной в 36,4м и размахом крыла в 24 м, а высота корабля, стоящего на шасси – 16, 5 м. В его носовом отсеке находилась кабина для экипажа, её объём свыше 70м3, туда могли поместиться до 10 человек, но для первого полёта было принято решение, что корабль полетит на автопилоте.

15 ноября 1988 года советский орбитальный корабль «Буран» совершил первый и единственный космический полёт. На орбиту его вывела ракета-носитель «Энергия», которая стартовала с площадки 110 космодрома Байконур. Полёт был продолжительностью в 205 минут, за это время «Буран» совершил два витка вокруг Земли и произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур. Этот аэродром был построен для «Бурана» специально. Помимо него для «Бурана» подготовили два запасных аэродрома: аэродром в Симферополе и аэродром Хороль в Приморском крае. На этих трёх аэродромах развернули комплексы радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением, они были для обеспечения штатной посадки. А для вынужденной посадки были подготовлены ещё 14 аэродромов, в том числе на территории Кубы и Ливии.

После завершения полёта «Буран» участвовал в различных выставках и был на хранении в монтажно-испытательном корпусе 112 площадки Байконура. Во время перестройки на дорогостоящий проект «Бурана» не осталось средств, к тому же программа, которая имела военный характер, утратила свою актуальность, так как было необходимо улучшать международные отношения. А в 2002 году произошло обрушение корпуса, где находился корабль, что уничтожило корабль.

Благодаря первому «Бурану» появилось множество новых технологий, а системы автоматического пилотирования, которые разработали для космоплана, используют в современных беспилотниках и истребителях и других космических аппаратах и по сей день.

 

 

Материал подготовлен на основе открытых источников.