Впервые астрономы заметили вспыхивающий магнетар в другой галактике, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Nature и Nature Astronomy.

Считалось, что эти сверхмагнитные звездные трупы ответственны за некоторые из взрывов высочайшей энергии в ближайшей Вселенной. Но до этого взрыва никто не мог это доказать.

Астрономы видели вспыхивающие магнетары в Млечном Пути, но они настолько яркие, что их невозможно хорошо рассмотреть. Возможные проблески вспыхивающих магнетаров в других галактиках тоже могли быть замечены раньше. Но «все остальные были немного случайными и не такими окончательным, - говорит астрофизик Виктория Каспи из Космического института Макгилла в Монреале, которая не участвовала в новом открытии. - Теперь у нас есть что-то настолько неопровержимое, что теперь это не вызывает вопросов».

Первые признаки магнетара появились 15 апреля в виде рентгеновского и гамма-излучения. Пять телескопов в космосе, в том числе космический гамма-телескоп Ферми и орбитальный аппарат Mars Odyssey, наблюдали взрыв, дав ученым достаточно информации для отслеживания. Его источником была галактика NGC 253, или галактика Скульптор, находящаяся на расстоянии 11,4 миллиона световых лет от нас.

Сначала астрономы думали, что этот взрыв был типом катастрофического взрыва, называемого коротким гамма-всплеском, или GRB, который обычно вызывается столкновением нейтронных звезд или другими разрушительными космическими событиями.

Но сигнал выглядел странно для короткого GRB: он быстро достиг максимальной яркости, за две миллисекунды, спадал еще на 50 миллисекунд и, похоже, закончился примерно на 140 миллисекунд. Когда сигнал затухал, некоторые телескопы регистрировали флуктуации света, которые менялись быстрее миллисекунды.

Типичные короткие гамма-всплески, возникающие в результате столкновения нейтронных звезд, не меняются таким образом, сказал астрофизик Оливер Робертс из Ассоциации космических исследований университетов в Хантсвилле (штат Алабама). Но вспыхивающие магнетары в нашей собственной галактике изменяются, когда яркое пятно, в котором произошла вспышка, появляется и исчезает из поля зрения во время вращения магнетара.

Затем, что удивительно, телескоп Ферми поймал гамма-лучи с энергией выше гигаэлектронвольт, пришедшие через четыре минуты после первого взрыва. Известные источники коротких гамма-всплесков не могут это сделать.

«Мы обнаружили маскирующий магнетар в соседней галактике и разоблачили его», - сказал астрофизик Кевин Херли из Калифорнийского университета в Беркли на брифинге 13 января.

Исследователи полагают, что вспышка была вызвана мощным землетрясением в тысячу триллионов триллионов, или в 1027 раз сильнее землетрясения силой 9,5 балла, зарегистрированного в Чили в 1960 году. «Я из Калифорнии, и здесь мы определенно назвали бы это крупным землетрясением», - говорит Херли. Землетрясение привело к тому, что магнетар выпустил сгусток плазмы, который разлетелся почти со скоростью света, испуская гамма-лучи и рентгеновские лучи.

Открытие предполагает, что по крайней мере некоторые сигналы, которые выглядят как короткие гамма-всплески, на самом деле связаны с магнетарными вспышками, как давно подозревали астрономы. Это также означает, что три более ранних события, которые астрономы отметили как возможные магнетарные вспышки, вероятно, на самом деле произошли от намагниченных звездных трупов, что дало астрономам возможность сравнить друг с другом совокупность магнетарных вспышек.

Открытие может иметь захватывающие последствия для быстрых радиовсплесков, еще одного загадочного космического сигнала, который заставлял астрономов ломать голову уже более десяти лет. Несколько линий доказательств связывают быстрые радиовсплески с магнетарами, в том числе другой сигнал, исходящий из Млечного Пути, который по совпадению также прибыл в апреле 2020 года.

«Это [открытие] дало дополнительную уверенность в том, что быстрые радиовсплески, исходят [от] магнетаров», - говорит Каспи, хотя с этой теорией все еще есть проблемы.

Каспи сравнила видимую частоту магнитарных вспышек в других галактиках с частотой быстрых радиовсплесков и обнаружила, что скорости аналогичны. «Это говорит о том, что на самом деле большинство или все быстрые радиовсплески могут быть вызваны магнетарами…. Я пока не думаю, что это окончательное решение, но это хороший шаг», - говорит она.