23 июня 1998 г. врачи Медицинского центра Питтсбургского университета провели первую в истории медицины трансплантацию человеку искусственно выращенных клеток коры головного мозга. Пациентом стала пожилая медсестра Альма Серазини, пережившая инсульт и страдавшая от паралича правой половины тела и потери речи.

Испытание ознаменовало переход в методах лечения инсульта от ограничения повреждений к восстановлению функций мозга. Кроме того, была решена этическая проблема, связанная с тем, что для выращивания клеток использовали эмбриональную ткань. Нейроны для пересадки на этот раз были получены из клеток донора, умершего за 25 лет до начала операции.

Технология выращивания нейронов заключалась в использовании тератокарцином — опухолей репродуктивных органов, состоящих из эмбрионоподобных клеток. Они быстро делятся, а под химическим воздействием могут быть трансформированы в LBS-нейроны, пригодные для использования в медицине. В обширных доклинических испытаниях трансплантаты LBS-нейронов обращали вспять когнитивные и двигательные нарушения у животных.

Сама операция проходила следующим образом. Врачи зафиксировали голову пациентки в специальной раме, а затем при помощи шприца ввели в три области ее мозга подготовленные нейроны. Отверстие в черепе, оставшееся после операции, было размером с горошину и закрывалось одним швом. Уже на следующий день пациентка могла идти домой.

«Мы открыли путь к более полному восстановлению после инсульта. В то время как физиотерапия и трудотерапия помогают многим пациентам адаптироваться к повреждениям их мозга, полученным в результате инсульта, трансплантация нейронных клеток может позволить пациентам восстановить утраченные функции», — сообщил после операции доктор медицинских наук и автор исследования Дуглас Кондзиолка.

До этого момента изменения, вызванные в мозге инсультом, были фактически необратимы. Ни один из методов лечения не был признан безопасным или эффективным, и все, что оставалось пациентам, — это физиотерапия. Теперь же у больных появлялся шанс на восстановление. Альма Серазини после операции пошла на улучшение и смогла прожить еще девять полных лет, что для пациентов с обширным инсультом было достижением.

Источник фото на странице: Robina Weermeijer on Unsplash