Новое исследование показывает, что специализированные клетки в нейронных цепях, которые запускают сложное обучение у певчих птиц, схожи с типом нервных клеток, связанных с развитием мелкой моторики в коре головного мозга человека, передает EurekAlert!. Результаты исследования ученых из Орегонского университета здравоохранения и науки (США) опубликовано в журнале Nature Communications.

Изучая мозг зебрового вьюрка, исследователи выяснили, что определенная группа нейронов экспрессирует набор генов, которые кодируют белки ионных каналов натрия. Эти ионные каналы генерируют электрические сигналы, используемые для связи между клетками нервной системы. В этом случае сборка позволяет нейронам запускать повторяющиеся импульсы, известные как потенциалы действия, с чрезвычайно высокой скоростью и частотой, когда птица поет.

В исследовании описаны «сверхбыстрые всплески», которые длятся всего 0,2 миллисекунды – по сравнению с большинством всплесков потенциала действия, которые длятся миллисекунды и более (а миллисекунда составляет всего тысячную долю секунды).

Кроме того, оказалось, что совокупность нейронов и ионных каналов, участвующих в пении самцов зебр-зябликов, очень похожа на аналогичную совокупность нейронов, известных как клетки Беца, в первичной моторной коре головного мозга человека.

Среди крупнейших известных клеток мозга человека клетки Беца имеют длинные и толстые аксоны, которые могут распространять спайки с очень высокими скоростями и частотами. Считается, что они играют большую роль в мелкой моторике рук, ног, пальцев и запястий.

Тот факт, что те же самые свойства моторных цепей разделяют виды, которые разошлись более 300 миллионов лет назад, говорит о силе открытия, отмечают авторы работы.

[Иллюстрация: ru.123rf.com]