Заключительный рейс экспедиционного сезона 2024 года Института океанологии РАН пройдет на научно-исследовательском судне «Академик Иоффе». В ходе экспедиции продолжительностью 60 суток, стартовавшей 20 октября из Калининграда, ученые продолжат изучение глубинной составляющей Атлантической меридиональной циркуляции, которая играет важнейшую роль в глобальном океаническом конвейере, тесно связанном с глобальным климатом. В частности, океанологи исследуют особенности абиссальных (глубоководных) потоков Антарктической донной воды в Северной Атлантике, а также осадконакопление в ключевых районах океана под влиянием придонных течений в условиях изменяющегося климата.

Фото предоставлено пресс-службой Института океанологии им. П.П. Ширшова

Фото предоставлено пресс-службой Института океанологии им. П.П. Ширшова

 

Изменения глобального климата влияют на количество и масштаб экстремальных погодных явлений, отражающихся на жизни миллиардов людей по всему миру, что делает получение знаний об океанической составляющей глобальной климатический системы Земли задачей критической важности. Полученные учеными в ходе экспедиции современные гидрофизические и геологические данные о состоянии морской среды и морского дна в ключевых районах океана позволят уточнить климатические модели и составить более точные прогнозы климатических изменений.

Кроме того, планируется исследовать сформированные под действием придонных течений осадочные тела, привлекающие внимание ведущих мировых нефтегазовых компаний как перспективные коллекторы нефти и газа.

«Морские течения на глубинах в несколько километров являются наименее изученным компонентом трехмерной циркуляции Мирового океана. Наша экспедиция затронет ряд неизученных разломов Срединно-Атлантического хребта, измерения в которых ранее не проводились. Численные модели предсказывают наличие интенсивных потоков в этих разломах, но какова их интенсивность, структура и временная изменчивость, а также какое влияние они оказывают на геологические процессы – на эти вопросы можно ответить только по результатам экспедиционных наблюдений», – отметил начальник экспедиции Дмитрий Фрей, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории гидрологических процессов Института океанологии РАН.

Комплексные исследования также предполагают изучение подводных каналов и разломов с целью выявления, прогнозирования и предупреждения геологических опасностей при строительстве подводных коммуникаций. В частности, глубоководные проходы и каналы являются местами распространения гравитационных потоков и характеризуются развитием оползневых процессов, которые способны разрушать системы подводных технологических объектов.

В рамках научного сотрудничества ИО РАН и АО «Морские неакустические комплексы и системы» в ходе рейса планируется проведение экспериментов с опытным отечественным оборудованием. Данное оборудование позволяет исследовать различные гидрофизические процессы в океане и важно с точки зрения обновления приборной базы для морских исследований.

Помимо Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН в работах принимают участие ученые из БФУ им. И. Канта и инженеры АО «Морские неакустические комплексы и системы». Работы реализуются в рамках государственного задания и грантов Российского научного фонда (проекты 22-77-10004, 21-77-20004 и 24-27-00181). Экспедиция завершится 18 декабря в Калининграде.

 

Источник информации и фото: пресс-служба Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН