Девять человек во главе с Николаем Михайловичем Пржевальским, четыре верховые лошади, двадцать четыре вьючных верблюда — именно в таком составе небольшая исследовательская группа выдвигалась в Центральную Азию 24 августа 1876 г. Прославившийся к тому моменту своим первым путешествием в Монголию Н.М. Пржевальский, географ и натуралист, собирался исследовать доселе нехоженые тропы китайских гор, собрать коллекции флоры и фауны этих мест и, конечно же, нанести на карту загадочное озеро Лобнор.

В ту пору атмосфера в Центральной Азии царила напряженная. Преодолев первый отрезок пути по долине реки и добыв для изучения темно-бурого тянь-шанского медведя, путешественники вплотную подошли к Восточному Туркестану. В то время значительную его часть занимало государство Йеттишар, которому было суждено распасться всего через год, в 1877 г., просуществовав недолгие 12 лет. Властвовал над этими землями Магомет Якуб-бек Бадаулет, которому приходилось бороться в то время как с маньчжурской угрозой, так и с внутренними феодальными проблемами. К экспедиции Пржевальского он отнесся с подозрением, хоть и не подавал виду.

В сопровождении солдат Якуб-бека, две недели прождав решения владыки, экспедиция смогла отправиться дальше, хотя им наложили запрет на общение с местным населением. Более того, кашгарский конвой, сопровождавший Н.М. Пржевальского, вел группу самым сложным путем, пытаясь вынудить ее повернуть назад. Но русский натуралист и его команда не сдавались и вышли к реке Тарим, преодолев 90 км тяжелейшего пути.

До озера Лобнор, загадочного, еще не нанесенного как следует на карты, оставалось совсем чуть-чуть, но и тут люди Якуб-бека решили сделать жизнь экспедиции тяжелее — они обманули путешественников и сказали, что прямого пути от реки Тарим к озеру нет. Так что Н.М. Пржевальский был вынужден остановиться на зимовку в деревне Чархалык. Впрочем, исследователь не терял времени зря. В горах Алтынтаг, находившихся неподалеку, он всю зиму искал диких верблюдов. К сожалению, увидеть ему удалось лишь одного, да и то единожды.

Наконец наступила весна и группа исследователей смогла отправиться к озеру Лобнор, найти его и нанести на карты. В чем же была его загадочность? Дело в том, что до Пржевальского из путешественников на Лобноре был только один — Марко Поло, да и тот в XIII в. С тех пор озеро необъяснимым образом поменяло расположение, и русский географ нанес на карту уже новые границы Лобнора.

Лишь спустя полвека ученые смогут объяснить причины этого феномена. Озеро высыхало из-за вырубки вокруг него деревьев, кроме того, из-за блуждания русел впадающих в него рек оно то появлялось, то исчезало. Сейчас, в XXI в., озера Лобнор уже не существует, оно окончательно высохло. Но во времена Пржевальского там обитали миллионы птиц — впрочем, всего 27 видов.

Свою вторую экспедицию Н.М. Пржевальский считал неудачной. Однако его достижения были огромны: кроме обнаружения озера Лобнор ему удалось собрать ценнейшие коллекции флоры и фауны, исследовать горы Алтынтаг, а также описать образ жизни обитателей лобнорского побережья — каракурчинцев.

Источник фото на странице: Garrett Sears on Unsplash