Очисти свой рабочий день – неофициальный праздник, который отмечают 14 января. В качестве празднования -  приведение в порядок своего рабочего места.

Всем знакома фраза «беспорядок на столе – беспорядок в голове». Это, действительно, так. Неправильная организация рабочего пространства и его нерегулярная чистка могут нанести урон эффективности деятельности обладателя беспорядка на столе. К организации рабочего места относят не только порядок на самом столе, но и такие факторы как шумы, температура воздуха и цвета, которые окружают человека. В 2020 году многие офисные работники были вынуждены перейти на работу в сейчас уже привычном всем хоум-офисе, что обуславливает необходимость получения знаний о правильной организации рабочего места.

Грамотное обустройство рабочего места – психологический аспект эффективности работы. Необходимо планировать рабочий стол, исходя из приоритетов. Можно формально поделить его на зоны. Например, зона распечатки и копирования рабочих документов, зона работы за компьютером, зона заполнения бумаг. Также можно обозначить зону отдыха, поставив туда, например, кружку для чая. На столе у каждого предмета должно быть свое место, недопустимо, чтобы они где-то завалялись в груде бумаг. Это позволит сохранить время на поиск нужных предметов. Не рекомендуют также за рабочим столом принимать пищу. Крошки, фантики и грязная посуда никак не добавят рабочего настроя и концентрации, а будут только отвлекать. Несмотря на то что многие психологи советуют использовать элементы декора на рабочем пространстве, усердствовать с этим не стоит. Не нужно ставить все, что есть: фотографии, аксессуары, фигурки, книги. Уместным будет оставить то, что вас действительно радует. Ящики нужно освободить от лишних предметов, например, старых бумаг, которые уже проработаны. Также психологи выяснили, что размещение комнатных растений на офисных столах приводит к 15% увеличению работоспособности. Они способны повысить уровень кислорода в воздухе, а это, в свою очередь повышает внимательность. Кроме того, растения благоприятно влияют на стрессоустойчивость работника.

Обстановка вокруг стола имеет не меньшее влияние на настрой работающего. Например, фоновый шум – очень индивидуальный аспект у каждого человека для организации процесса работы. Хороший постоянный фоновый шум может даже положительно отразиться на работе, так как не требует много концентрации на себе. Чтобы сосредоточиться на задаче, рекомендуют включать инструментальную музыку на среднюю громкость. Музыка также может помочь уменьшить напряжение и поддерживать продуктивную атмосферу в рабочем пространстве.

Освещение рабочего места необходимо для понимания организмом человека того, что на данный момент времени день, и ему еще рано засыпать. Особенно актуален этот вопрос зимой, когда дневной свет удается поймать, лишь выходя на обед. Эксперты отмечают, что для освещения рабочих пространств будет более уместным белый холодный свет, нежели теплый светлый. А температура воздуха наоборот, должна быть комфортно теплой. Исследования показывали, что работники чаще ошибались, когда в помещении было холодно.

Запахи, которые витают в воздухе, также способны по-разному повлиять на настроения работников. Концентрацию могут повысить запахи лимона, жасмина, мяты и розмарина. Ромашка помогает в борьбе с раздражением и усталостью. Для людей творческих профессий рекомендуют окружить себя ароматом мандарина или розы.

Что говорит о вас ваше рабочее место?

Лили Бернхаймер, консультант по экологической психологии и руководитель британской компании Space Works Consulting, провела исследование, в ходе которого разработала пять типов рабочих столов и рассказала об их обладателях.

  • Беспорядок

Обладателей такого рабочего места отличает более доброжелательное отношение к коллегам. Чаще всего это экстраверты. Но есть и обратная сторона медали. Эти люди часто так заняты и активны, что им вечно некогда прибраться на рабочем месте, в отличие от менее общительных коллег. Но стоит отметить, что их рабочее пространство, на котором часто можно увидеть много личных вещей и буйство красок, выглядит более приветливо, нежели скучные однотонные столы с кучей бумаг.

  • Минимализм

На таком столе царит порядок. Обладатели этого пространства добросовестны, дисциплинированы и осторожны. По словам Бернхаймер, минималистов отличают трудолюбие, надежность и целеустремленность; они обожают все структурировать и планировать.

  • Территориальный захват

Это определение означает, что человеку нужно много пространства, и он всячески будет забирать свободные и не только места. Такие люди предпочитают стол в центре помещения и могут проявлять больше агрессии в отношении своего физического пространства.

  • Отпечаток личности

Персонализированное рабочее пространство предполагает наличие на нем максимум разнообразных личных вещей. Эксперт отметила, что склонность к персонализации указывает на любопытство, экстраверсию и творческий потенциал. Такие люди чаще всего бывают довольны работой, психологически устойчивы и физически здоровы.

  • Наблюдательный пункт

Речь идет о расположении рабочего места в кабинете. Чаще всего в качестве наблюдательного пункта люди выбирают отдаленные места: спиной к стене и там, где коллеги чаще всего ходят. Таким людям необходимо личное пространство и работа в одиночестве. Они предпочитают не общаться с коллегами, отвлекаясь от процесса. Таких людей отличает эффективность и творческое мышление.

Фото: Damir Kopezhanov on Unsplash

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.