Палеонтологи из Канзасского университета и Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии в Пекине (University of Kansas and the Institute of Vertebrate Paleontology and Paleoanthropology in Beijing) опубликовали в журнале Journal of Human Evolution данные о последнем примате, населявшем Северную Америку до появления человека  Экгмовечашале (Ekgmowechashala), сообщает научный журнал Phys.org. Результаты исследования основаны на ископаемых зубах и челюстях, найденных в Китае и Небраске. Китайская находка разрешает загадку присутствия примата в Северной Америке, показывая, что он был иммигрантом, а не продуктом местной эволюции.

«Этот проект посвящен очень своеобразному примату, известному палеонтологам с 1960-х годов», – говорит ведущий автор исследования Кэтлин Руст (Kathleen Rust). Время появления этого вида в Северной Америке весьма необычно. Он появился в ископаемом материале Великих равнин более чем через 4 млн. лет после вымирания всех других североамериканских приматов, которое произошло около 34 млн. лет назад.

По словам исследователей, это открытие интересно не только с точки зрения обнаружения нового вида приматов из позднего эоцена Китая, но и с точки зрения решения вопроса о происхождении Экгмовечашалы. Согласно результатам исследования, примат не произошел от более древнего североамериканского вида, который каким-то образом выжил в более холодных и сухих условиях, приведших к вымиранию других приматов. Скорее всего, его предки пересекли Берингийский регион миллионы лет спустя, предвосхитив маршрут первых коренных американцев, проложенный гораздо позже.

Такие виды, как Экгмовечашала, внезапно появляющиеся в ископаемом материале спустя долгое время после вымирания их родственников, называются «таксонами Лазаря» в честь библейского персонажа, воскресшего из мертвых.

«"Эффект Лазаря" в палеонтологии - это когда мы находим в ископаемых свидетельства того, что животные, казалось бы, вымерли, а после длительного перерыва появились вновь, казалось бы, из ниоткуда», – поясняют исследователи. После того как Экгмовечашала исчез более чем на 25 млн. лет, в Северной Америке появляются люди Кловис, что знаменует собой третью главу появления приматов на этом континенте.

История Экгмовечашалы заслуживает внимания, поскольку она произошла в эпоху глубоких экологических и климатических изменений, во многом схожих с сегодняшними, вызванными деятельностью человека.

Данное исследование также является частью большой истории, представляющей самые ранние главы нашего собственного эволюционного пути, который в конечном итоге привел к появлению нашего вида.

[Фото: Kristen Tietjen, scientific illustrator with the KU Biodiversity Institute and Natural History Museum.]