Источник фото: ru.123rf.com

Международная команда исследователей при участии ученых из НИУ ВШЭ выяснила, что знание иностранного языка позволяет улучшить работу памяти и повысить автоматизм при решении сложных задач. Чем выше уровень владения языком, тем сильнее проявляется эффект. Результаты опубликованы в журнале Brain and Cognition

Когнитивная эффективность — это способность оптимально использовать умственные ресурсы при обучении или решении различных задач. Она включает в себя такие процессы, как внимание, память, речь, способность переключаться между задачами. По данным исследований, владение двумя или более языками повышает когнитивную эффективность благодаря необходимости постоянно переключаться между несколькими языковыми системами, не смешивая их.

Исследователи из России, Норвегии и Италии при участии ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ изучили проявления когнитивной эффективности у билингвов. Они провели эксперимент с участием 45 русскоязычных билингвов в возрасте от 18 до 34 лет, изучающих английский. Испытуемые выполняли серию тестов с задачей n-back (n-назад). Это серия заданий в виде компьютерной игры, которые направлены на тренировку рабочей памяти и интеллекта: игроки должны отслеживать последовательность стимулов и определять, когда текущий стимул совпадает с тем, что был n шагов назад. У задачи несколько уровней сложности — от 0 до 3 в зависимости от того, сколько шагов назад был предъявлен стимул. В данном случае в эксперименте в качестве стимулов использовались русские согласные: Б, Г, Ж, К, Л, M, П, Ф, Ч, Ш. Результаты оценивались по точности, времени реакции и соотношению скорости/точности. 

Оказалось, что участники с более высоким уровнем владения английским языком как вторым демонстрировали меньший спад в точности и скорости при выполнении заданий высокой сложности. При этом при решении более простых задач (n-back от 0 до 2) различий выявлено не было.

«Когнитивная эффективность — это способность делать много, а тратить мало. Но чтобы ее оценить, нужно не просто смотреть на соотношение выполненных задач и потраченных ресурсов. Важно варьировать сложность заданий и смотреть, как мозг справляется с нагрузкой. В ходе эксперимента мы увидели, что билингвы сохраняют высокую производительность рабочей памяти — как по скорости, так и по точности — даже при повышенной сложности заданий, что является признаком когнитивной эффективности», – пояснил один из авторов исследования, научный сотрудник Центра исследований интеллекта и когнитивного благополучия НИУ ВШЭ Федерико Галло.

Ученые отмечают, что сила положительного эффекта билингвизма возрастала при повышении когнитивной нагрузки.

«Это можно объяснить тем, что в исследовании участвовали молодые взрослые — их когнитивные способности естественно высоки в силу возраста. Поэтому при выполнении более простых задач у билингвизма не было возможности проявить свои эффекты, дополнительные ресурсы мозгу не требовались. Зато при повышении нагрузки мы увидели иную картину», – рассказал Федерико Галло.

Также у более опытных билингвов проявлялись отличительные траектории компромисса между скоростью и точностью (speed/accuracy tradeoff) в зависимости от сложности задачи. У тех, кто хуже владел вторым языком, компромисс смещался в пользу точности на 1-м и 2-м уровне (когда надо запомнить, что было 1 или 2 шага назад) и возвращался в пользу скорости на 3-м уровне (когда участники вспоминали, что было 3 шага назад). У более продвинутых билингвов смещение в пользу точности происходило лишь на уровне 2-назад и сохранялось на 3-назад. Это говорит о большей автоматизации процессов рабочей памяти у опытных билингвов.

Исследователи также подчеркивают, что возраст начала изучения языка и частота его использования почти не повлияли на результаты эксперимента. Значимым фактором оказался именно уровень владения вторым языком.

«Наше исследование доказало, что изучение иностранных языков улучшает когнитивные способности. При этом необязательно жить в языковой среде: все испытуемые проживали в России и использовали английский в зависимости от своих личных, профессиональных и академических потребностей. Время начала освоения языка также оказалось несущественным фактором: положительные эффекты могут возникать и при изучении иностранных языков в более зрелом возрасте. Это делает билингвизм потенциально важным инструментом когнитивной тренировки на протяжении всей жизни», – заключил Федерико Галло.

 

Информация предоставлена пресс-службой НИУ ВШЭ

Источник фото: ru.123rf.com