«Новый год ожидается деревенским населением Сибири как Феникс, чреватый различными перспективами, радостными и горестными, не выходящими, впрочем, за пределы общежитейских интересов и желаний. И Новый год, или, как называют, "Васильев день", празднуется поголовно и повсеместно», — писал исследователь народного быта Сибири конца ХIХ — начала ХХ, этнограф А.А. Макаренко. С тех пор прошло больше столетия, а Новый год по-прежнему остается самым ожидаемым праздником не только в деревнях, но и в больших городах России.

Чем отличается празднование светского Нового года от Рождества? Как Петр I, пытаясь приобщить россиян к европейской культуре, заложил основы празднования Нового года? Когда и как появилась традиция украшать дома елками и огнями? На эти и многие другие вопросы в праздничной лекции, посвященной наступившему Новому году, отвечает Александра Викторовна Фролова — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии Российской академии наук. 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

● Фролова А.В. «Русский праздник. Традиции и инновации в праздниках Архангельского Севера XX ─ начала XXI века». Москва, 2010 г.

● Морозов И.А., Слепцова И.С. «Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX — XX вв.)». М.,Индрик, 2004 г.

● Шангина И.И. ,  Некрылова А.Ф. «Русские праздники: от святок до святок»,  изд-во «Азбука», 2015 г.

● Лекция И.И. Шангиной: Святки — волшебные дни января

● Макаренко А.А. Сибирский народный календарь. Новосибирск, 1993. С.37

● Макаренко А.А.  Новогодняя    ворожба    по  деревням   Енисейской  губернии // ЖС. 1901. Вып. 3/4. С.122-126.

Фотографии в материале: https://radiovera.ru/prepodobnyiy-simeon-stolpnik.htmlhttps://rg.ru/2020/12/25/v-kakih-kostiumah-blistal-na-zimnih-balah-i-maskaradah-vysshij-svet-rossijskoj-imperii.htmlhttps://www.ippo.ru/ipporu/article/rozhdestvo-hristovo-v-russkoy-zhivopisi-201464