«Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры»

(М. Бахтин)

Новый год по праву считается самым любимым и долгожданным праздником. В преддверии новогодних праздников люди начинают мечтать не столько о подарках, сколько об исполнении самых сокровенных желаний, а для этого, так или иначе, пригодятся древние русские обычаи и приметы.

В наши дни Новый год – это знаменитый салат «Оливье», шампанское, большое количество гостей, угощения, которые готовятся неизменно в спешке, а фоном звучат звуки из полюбившегося кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром!», вечер канонады из пиротехники.

К Рождеству, которое по календарному казусу оказалось посленовогодним праздником – все подарки подарены, разносолы съедены, елки осыпались.

Напомним, что сейчас мы встречаем Новый год 1 января потому, что три столетия назад царь Петр I издал указ, повелевающий отмечать этот праздник именно в ночь с 31 декабря.

Этот указ стал причиной возникновения многих российских традиций. Например, ель приобрела статус главного символа новогоднего праздника, как это было принято во всех европейских странах.

«По крупным проезжим улицам знатные люди перед воротами должны учинить украшения от ветвей можжевеловых и сосновых, а скудным людям – хотя бы по одному деревцу или еловой ветке на вороты поместить каждому», – гласил приказ царя.

Надо сказать, что ель – культовое дерево у многих народов. Как символ Нового года его впервые использовали в Германии. Легенда повествует о святом Бонифации, срубившем священный дуб во время проповеди, доказывая, что языческие боги не покарают его за это. Падая, огромный, многовековой дуб задел и повалил другие деревья, а вот ель осталась на месте. Бонифаций сказал: «Да будет это дерево деревом Христа!»

Католическая церковь Бонифация, понятное дело, поддержала.

В православных странах, конкретно – на Руси, новогодняя ель приживалась довольно долго. «Еловой головой» называли глупого человека, бестолкового. Ель у русских считалась деревом смерти, какой уж там символ Нового года!

Но Петр I, любивший продвигать европейские обычаи, даже «окно» в Европу прорубивший, пытался ввести давно царивший на Западе обычай ставить елочку на Рождество, заодно и на Новый год, так как календарная реформа передвинула празднование Нового года на 1 января.

В 1840 году в рассказе В. Одоевского впервые появляется персонаж – Дед Мороз с именем Мороз Иванович. Его нрав был суров, но в характере появилась доброта. Так постепенно стал складываться новый образ Деда Мороза.

После 1917 года новогодние праздники в России были отменены и возобновились только в 1935 году, когда на празднике в Москве появился Дед Мороз со Снегурочкой.

Так Дед Мороз и Снегурочка стали символом самого любимого народного праздника – Нового года, заменившего в СССР праздник Рождества Христова.

После распада СССР образ Деда Мороза стал тесно переплетаться с европейским новогодним персонажем – Санта Клаусом.

А как в России традиционно праздновали новогодние праздники?

Первый значимый день, когда люди начинали ощущать приближающееся волшебство «самой главной ночи в году» – зимнее солнцестояние.

В энциклопедии дано следующее определение – это день, когда Солнце находится на самом большом угловом расстоянии от небесного экватора.

Во многих странах мира традиционно отмечали День зимнего солнцестояния. Для славян, наших далеких предков, эта дата также была значима, потому что уже 23 декабря день начинал увеличиваться. Шел поворот к весне, а значит к теплым весенним дням, новому урожаю.

Праздник зимнего солнцестояния назывался Новолетием. В этот день царствовали Карачун и Мара.

Карачун – повелитель холода и мрака, а Мара – богиня смерти и воскрешения природы. В этот день люди старались помочь светлым силам и победить темные. В самую длинную ночь в году люди надевали маски, чтобы не показывать злым духам свои лица и отпугнуть нечисть страшным видом. Эта традиция частично сохранилась и в наши дни в виде маскарадов в новогодние праздники.

Еще есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня Крещения Господня (19 января) – Святки.

Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, а поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.

Святочные истории всегда пользовались успехом у читателей, к ним обращались самые известные русские авторы – А.П. Чехов, И.А. Бунин, В.В. Набоков, Н.С. Лесков.

Тогда в дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты – представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляли хозяев. Если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью».

Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики».

«В приемном покое, полежав часа полтора и выпив целую склянку валерьяны, чиновник приходит в чувство… Узнают, что он титулярный советник Герасим Кузьмич Синклетеев.

- Что у вас болит?- спрашивает его полицейский врач.

- С Новым годом, с новым счастьем… - бормочет он, тупо глядя в потолок и тяжело дыша.

- И вас также.. Но.. что у вас болит? Отчего вы упали? Припомните-ка! Вы пили что-нибудь?

- Не.. нет…

- Но отчего же вам дурно сделалось?

- Ошалел-с…Я..я визиты делал…

Однако время идет и традиции праздников неумолимо меняются.

С 1970-х годов в СССР появилась традиция ежегодных телевизионных новогодних обращений руководителей государства к советскому народу. Впервые такое обращение прозвучало по центральному телевидению 31 декабря 1970 года от генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева.

В СССР атрибуты праздника изменились. Вифлеемскую елочную звезду сменила пятиконечная красная, восковые свечи – электрические гирлянды.

Но, пожалуй, самая главная традиция Нового года, зародившаяся много веков назад, актуальна и теперь – загадывать желание в новогоднюю ночь, поздравлять близких и друзей – желать им счастья, здоровья и любви. Ведь недаром «говорят, под Новый год, что ни пожелаете, все всегда произойдет, все всегда сбывается».