Норильский никель погубил все живое. Миллионы лет назад

Ученые считают: "никелевая" гипотеза рождения Великого пермского вымирания имеет право на жизнь

Формирование залежей никеля на территории современного Норильска примерно 252 миллиона лет назад могло вызвать мощнейшее вымирание в истории Земли, погубившее 90% видов животных, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Ученые, рассказывается в статье портала РИА Новости, выделяют пять крупнейших массовых вымираний видов на Земле. Наиболее значительным считается Великое пермское вымирание, когда исчезли более 95% всех живых существ, населявших планету, в том числе причудливые звероящеры, близкие родичи предков млекопитающих, и целый ряд морских животных.

Загадки Перми

Существуют свидетельства, что в то время в атмосферу и океаны были выброшены большие объемы углекислого газа и метана, из-за чего климат Земли резко поменялся, став крайне жарким и засушливым. Как рассказывает Эмма Мунгалл (Emma Mungall) из университета Торонто (Канада), сегодня ученые активно спорят о том, откуда взялись эти парниковые газы и как им удалось быстро уничтожить почти весь живой мир палеозоя.

Плато Путорана

Как считают ученые, эти выбросы СО2и СН4 были связаны с мощнейшими излияниями магмы на территории Восточной Сибири, которые произошли около 252 миллионов лет назад в пределах современного плато Путорана и в окрестностях Норильска.

Часть геологов, к примеру российские ученые Александр и Степан Соболевы из Института геохимии и аналитической химии РАН, предположили, что их источником были выбросы магмы, сформировавшиеся из бывших пород морской коры, богатой органикой. Другие исследователи не согласны с этой гипотезой — они считают, что источником газов были экосистемы того времени, чья работа поменялась или нарушилась в результате катаклизма.

Многие микробы, как рассказывает Мунгалл, способны питаться самыми разными веществами и извлекать из них очень энергию различными путями. Отдельные бактерии и археи, к примеру, могут использовать атомы никеля и других металлов в качестве катализатора для реакций, в ходе которых молекулы уксусной кислоты и другой органики преобразуются в метан и прочие углеводороды.

Металлическое облако