Ученые из Корнелльского университета (США) наблюдали за колибри-якобинами и заметили, что примерно у 20% взрослых самок этого вида – из наблюдаемой популяции – оперение напоминает оперение самцов. Эта стратегия направлена ​​на то, чтобы самки могли уклоняться от назойливых самцов и получить лучший доступ к еде, сообщает пресс-служба Корнелльского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Колибри-якобины – большого размера колибри, обитающие в Южной Америке. У самцов ярко-синие перья на груди и на голове, самки же в основном зеленого цвета. По мере взросления птиц все самцы якобинов сохраняют более симпатичное оперение, но то же самое происходит и у приблизительно 20% самок из популяции, которую изучали в Панаме для данного исследования. У остальных 80% самок остается по-прежнему приглушенная зелено-белая окраска типичной взрослой самки. Хотя красивое оперение обычно связывают с половым отбором и привлечением партнера, исследователи исключили такое объяснение для этого вида после полевых экспериментов.

Ученые наблюдали, как реагируют колибри-якобины на чучела птиц, помещенных на кормушки для нектара во время сезона размножения. Эти чучела имитировали взрослых самцов якобинов, взрослых самок с обычным оперением и самок, которые выглядели как самцы. Самцов последние не привлекли, они по-прежнему отдавали предпочтение взрослым самкам с обычным оперением.

Итак, какая польза для самок этого вида, когда они выглядят как самцы? Чтобы это выяснить, ученые наклеили на птиц радиочастотные идентификационные метки и установили цепь из 28 фидеров, подключенных для считывания меток. Тесты показали, что типичных, менее ярких самок самцы беспокоили гораздо больше, чем самок с оперением, похожим на самцов. А поскольку самки с оперением мужского пола испытывали меньшую агрессию, они могли кормиться чаще, что выглядит как явное преимущество.

Исследователи обнаружили, что самки, похожие на самцов, должны кормиться дольше, чем типичная взрослая самка – примерно на 35% при условии, что нектар с высоким содержанием сахара. Это может иметь большое значение, потому что у колибри самый высокий уровень метаболизма среди всех позвоночных. Им нужно постоянно есть, чтобы выжить.

Колибри-якобины не одиноки в такой ситуации, когда дело касается самок, похожих на самцов. Исследователи отмечают, что у 25% из более чем 350 видов колибри в мире есть самки, похожие на самцов.

На изображении: слева – оперение взрослой самки, в центре – взрослого самца, справа – молодой особи.

[Иллюстрация: ARTWORK BY JILLIAN DITNER, CORNELL LAB OF ORNITHOLOGY]