Однажды Аристотель сказал: «Нашим чувствам можно доверять, но их всё же легко обмануть». Дело в том, что мыслитель заметил, что если долго смотреть на водопад, а потом перевести взгляд на горный склон, кажется, что скалы движутся в противоположном от потока направлении. Сейчас этот феномен называется в науке эффектом последействия движения. Из-за того, что долгое время мы фокусируемся на потоке воды, нейроны мозга адаптируются к такому перемещению сигналов в одном направлении. Поэтому после перевода глаз на неподвижные горы мы все также видим движение, но уже в обратном направлении.
В целом оптические иллюзии не означают несовершенство зрительной системы. Все происходит в мозге, который получает информацию от сетчатки глаз и преобразует ее. И зачастую выходит что-то непредвиденное. С помощью таких визуальных «ловушек» ученые изучают особенности восприятия, ведь видим мы одно, а смотрим на совсем другое. Вот, например, глядя на это плоское изображение, мы видим объемную картинку:
Нейрофизиолог Михаэль Бах объяснил, что оптические иллюзии – это прямое свидетельство совершенства нашей зрительной системы. Ее важнейшие свойства – постоянство или константность. Они-то и обманывают нас в этой клубничной иллюзии:
Эти свойства подсказывают, что ягоды красного цвета – информация закреплена в мозге. И во всех случаях, кроме этой картинки, она сработает. Благодаря константности мы, например, видим, что у нас одинаковые ладони в тот момент, когда одна ладонь приближена к лицу, а другая вытянута.
Первые исследования зрительного восприятия начались во второй половине 1940-х годов. Тогда ученые пришли к выводу, что если создать определенные условия, то и реальность будет видна иначе. Далее пришло понимание, как можно целенаправленно обмануть зрение. Такие практики нашли свое воплощение в искусстве, архитектуре и живописи. Стали создаваться «обманные» пространства, объекты техники.
Например, в начале 2000-х Акиёши Китаока создал иллюзию движения с помощью «змей Китаоки». Суть техники заключается в том, что, глядя на «змей», невольно думаешь, что перед глазами видео, а не статичная картинка. Но движение происходит лишь в сознании.
Секрет техники в чередовании пятен разной яркости в установленной последовательности: желтый, белый, синий, черный. А с добавлением асимметрии изображение «плывет». Иллюзию моделируют отделы мозга, обеспечивающие обработку информации о яркости, контрасте и движении.
Все происходит так: из-за яркого контраста между черным и белым нейроны мозга быстро активируются. А разница в цвете между синим и желтым вызывает более плавную и продолжительную активность соответствующих нейронов. При одновременной активности двух групп нейронов в дело вступают нейроны зрительной коры, принимающие участие в распознавании движения.
Но не всем людям кажется, что картинка движется - около 5% людей невосприимчивы к эффекту Китаоки.
Так, даже на раннем этапе оптические иллюзии перевернули представления о мире и его восприятии. Вот, что на этот счет сказал Николас Уэйд, специалист по истории оптических иллюзий из университета Данди (Шотландия): «Создавая иллюзии, учёные осознали, что даже понимание механизма работы глаз не даёт целостного представления о природе зрения».
В 1950-х годах возникло новое направление в искусстве – оп-арт (от англ. optical art — «оптическое искусство»). Один из его основоположников – художник и скульптор Виктор Вазарели.
Зная особенности механизма восприятия человеческим глазом плоских и пространственных фигур, художники, скульпторы и дизайнеры начали создавать свои шедевры.
Восприятие их объекта базируется на оптической иллюзии: изображение удивительным образом «живет» сразу в нескольких измерениях: на холсте, в глазах и в голове аудитории. Создавать такие работы помогают цвета: от контрастных до мягких, тающих в полутонах, геометризированные рисунки: точки, линии, кривые, спирали. Они накладываются друг на друга, что создает эффект «вторичных образов». И пусть задача оп-арта обмануть глаз, нарисовав несуществующее в реальности через конфликт между фактической формой и тем, что мы видим.
Создатели работ в стиле оп-арт нарушают нормы человеческой перцепции. Научные исследования показали, что глаз всегда «приводит в порядок» разбросанные пятна, выстраивая из них целостную систему. Этому противостоит оптическое искусство, где элементы разбросаны хаотично. Они дезориентируют глаз, не давая ему выстроить целостную структуру. Нетрудно представить, что происходит с нервным аппаратом зрителя на выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Зрители на них жаловались на головокружения и обмороки совсем не от впечатления художественными образами.
Фото на главной странице и на странице pixander / Фотобанк 123RF