Россия — многонациональная страна. На ее необъятных территориях проживают десятки этнических общностей, каждая — со своей историей, культурой, традициями, характером, ценностями. Около 30 лет назад Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН во главе с академиком Валерием Александровичем Тишковым поставил перед собой амбициозную задачу — создать академическую серию книг о каждом из этих народов. Задачу, которую спустя десятилетия кропотливого труда удалось выполнить.
Валерий Александрович Тишков — академик, член Президиума РАН, Заслуженный деятель науки РФ, дважды лауреат Государственной премии в области науки и технологий РФ, научный руководитель ИЭА РАН. Специалист в области истории, этнологии и социальной антропологии России и стран Северной Америки, а также истории межэтнических отношений.
— Чем сейчас живет Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, какими проектами занимается?
— Наш институт — головное научное учреждение в области этнологии, науки о народах, по-старому «этнографии», а также социально-культурной, физической и биологической антропологии. Институт был и остается мультидисциплинарным. Социально-культурная антропология — это все, что создается человеком и человеческими сообществами в культурном смысле: это и городская антропология, и медицинская антропология, и юридическая антропология. Кстати, это три новые сферы, которыми институт занимается уже пару десятилетий. У нас сейчас появились новые молодые специалисты, которые со знанием языков работают, ведут полевые исследования и в Китае, и в Индии, и в Африке. Но наш основной упор — это Россия.
Среди важных магистральных направлений, прежде всего, выделяется этнология самого крупного народа нашей страны — этнография русских. Мы сейчас готовим второе обновленное издание первого тома из 38-томной серии «Народы и культуры», тома «Русские», который вышел 30 лет назад. Есть перемены в реальной жизни, накопились новые научные знания.
У нас сейчас довольно интенсивно развивается все, что связано с историей религий, церкви и вероучений. Мы готовим конференцию, посвященную памяти Сергея Александровича Токарева, выдающегося этнографа, который занимался историей религии. Сегодня мне как раз подарила свою новую книгу «Христианство в современном мире» Ольга Евгеньевна Казьмина, наш партнер по МГУ, заведующая кафедрой этнологии.
Приоритетным остается направление, связанное с коренными малочисленными народами Севера Сибири и Дальнего Востока. Это наш бренд, и мы его стараемся поддерживать. Сейчас во всем мире существует интерес к аборигенным сообществам, есть набор разных международных деклараций в защиту прав этой части населения Земли. У нас принят федеральный закон о государственной поддержке коренных малочисленных народов Российской Федерации. Мы сотрудничаем с общественными объединениями представителей этих народов. Последний том в серии «Народы и культуры» — как раз «Тунгусо-маньчжурские народы». Это аборигенные народы Дальнего Востока и Сахалина.
Мы стараемся сохранять интерес к историко-археологическим исследованиям. И хотя мы не археологический институт, у нас работают те, кто еще в 1960-80-е гг. начинали свои исследования в знаменитой Хорезмийской экспедиции, исследовавшей культуру древних цивилизаций Средней Азии. Мы это стараемся сохранять и поддерживать, какие-то экспедиции вместе с археологами у нас есть и сейчас.
У нас появилось новое направление, основанное членом-корреспондентом РАН Мариной Львовной Бутовской, связанное с этологией человека – дисциплина, изучающая био-эволюционные процессы и явления в поведенческой норме человека и человеческих популяций. Они сделали очень интересное исследование по детской антропологии, связанное с буллингом, со школьной травлей, которая имеет место во многих странах, а до этого изучали феномен человеческой солидарности, альтруизма и агрессии.
Вопрос, связанный с конфликтами, с этнополитическими проблемами, касается и моей деятельности. Я основал 27 лет назад Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. За разработку метода этнологического мониторинга я получил в 2015 г. Государственную премию. Наши разработки затрагивают все, что связано с межнациональными отношениями, с реализацией стратегии государственной национальной политики, с миграционной политикой и ее рисками, восприятием мигрантов основным населением.
Еще одно свежее направление — все, что связано с изучением российской идентичности: это – изучение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов России, содержание и формы проявления патриотизма, исторический опыт народов в защите Отечества. Это стало особенно актуально в последние два-три года в связи со специальной военной операцией и ситуацией на Украине. Мы обнаружили, что в опыте российских народов присутствует очень много важного и ценного, что должно поддерживаться, актуализироваться и как-то внедряться в учебном процессе, в пропагандистской и просвещенческой сферах.
— Расскажите о серии книг «Народы и культуры». Правда ли, что многолетняя работа над ней завершилась?
— Буквально неделю тому назад вышел последний том. Он называется «Ногайцы», это небольшой народ, меньше 100 тыс., но тем не менее с очень известной и интересной историей. Мы все помним и русско-ногайские отношения, и Ногайскую Орду. Современные ногайцы тоже интересны, они живут в основном на Северном Кавказе, в Карачаево-Черкесии, в Дагестане. Том был инициативой со стороны некоторых ученых Северного Кавказа, которые сами ногайцы по национальности. И хотя считалось, что мы завершили эту серию, однако этот том появился, как говорится, сверх нормы. Он очень хорошего уровня и, думаю, найдет своих читателей, а для ногайцев – это вообще своего рода настольная энциклопедия по истории и культуре их народа.
Это крупнейший проект, и он занял почти 25 лет, если брать выпуск первых трех томов: «Русские», «Украинцы» и «Белорусы». Когда я стал директором института в 1988–1989 гг., еще в СССР, мы с покойным Юрием Борисовичем Симченко задумали серию «Народы СССР». СССР ушел, проект остался. Мы его запустили. Сначала моим соредактором по серии был Юрий Борисович Симченко, потом Сергей Викторович Чешко, а уже последние 15 лет я работал фактически в единственном числе. Ну и плюс есть исполнительный директор или научный секретарь серии Людмила Ивановна Миссонова, которая с самого начала вместе со мною занимается этим проектом.
Идея была в том, чтобы сделать наиболее полную сводку историко-этнографических знаний о народах России и стран бывшего СССР. Фактически мы выполнили эту задачу, не охватили только народы Прибалтики. А все остальные тома по народам бывшего СССР у нас вышли, и мы ими очень дорожим и гордимся. Они все сделаны в сотрудничестве с академией наук и профильными учреждениями соответствующих стран.
У нас изданы тома о молдаванах и гагаузах. То есть мы сделали два тома по Молдавии. Гагаузы — очень интересный народ, тюркский, православный и в основном русскоязычный. Мы сделали также три тома по народам Южного Кавказа, по Закавказью: армянам, грузинам и азербайджанцам. Том «Грузины», по-моему, перевели на грузинский язык, поскольку считается, что по грузинской этнологии лучше книги, чем этот том, у них нет. При этом книга была сделана в основном, силами грузинских ученых. Мы выступаем здесь как координаторы, как соавторы, но далеко не всегда самые главные.
Соредакторами тома, как правило, выступают именно ведущие ученые-этнографы тех стран, о которых эти книги пишутся. Этот принцип в отношении Грузии, Азербайджана и Армении был соблюден. Поэтому это наша совместная работа. Что лишний раз показывает, что научное сотрудничество может сохраняться, даже в ситуации геополитических катаклизмов и не очень благоприятных двухсторонних отношений.
Непросто развивались истории с подготовкой томов по Центральной Азии. У нас вышли фундаментальные тома по таджикам, узбекам, киргизам, туркменам и казахам.
Мы еще издали том «Абхазы». Абхазы говорили мне: «Для нас этот том — самое важное доказательство, что у нас есть основания и аргументы для того, чтобы иметь свою самостоятельную государственность». Это государство полупризнанное, существует в очень сложных условиях, и вот, оказывается, академический труд обретает еще и большое значение с точки зрения идентичности, обоснования политического и государственного статуса того или иного народа.
Некоторые тома выходили вторым и третьим изданиями. Сами республики заказывали и оплачивали дополнительные издания. Так, например, было с татарами. Они тогда выкупили весь тираж, три или пять тысяч, в каждой школьной библиотеке этот том лежит. Дополнительными тиражами выходили тома «Русские», «Буряты», «Российские немцы» и другие в каждой школе. И потому мы с их участием, прежде всего, совместно с Институтом истории им. Шигабутдина Марджани АН Республики Татарстан, сделали второе, дополненное издание.
В 1950-е гг. предшественником этой серии была изданная Институтом этнографии АН СССР серия «Народы мира». Но она в основном была сделана московскими учеными, и не такая всеохватная. Зато она в более сжатом формате рассказывала про народы всего мира. В свое время эта серия и «Атлас народов мира» принесли международную славу институту.
«Народы и культуры» — это крупнейший научный проект. Он может быть сделан только силами академического учреждения. Никакой вуз, никакой университет не сможет осилить такого рода научно-издательский проект. Именно академический институт, интегрируя еще десятки других институтов и сотни специалистов по нашей стране и в других странах, смогли создать вот такую серию. Это как раз отличие фундаментальной академической науки. И, конечно, важную роль сыграло наше академическое издательство «Наука», которое выполняло все эти годы редакционно-издательские и типографские работы.