Вымерший род паразитических ос, датируемый серединой мелового периода и сохранившийся в янтаре, использовал свое брюшко, похожее на венерину мухоловку, для захвата и обездвиживания добычи. Исследование, опубликованное в журнале BMC Biology, показывает, что образцы Sirenobethylus charybdis — названные так в честь морского чудовища из греческой мифологии, которое глотало и извергало воду три раза в день, — датируются периодом почти 99 миллионов лет назад и могут представлять новое семейство насекомых.
Морфология S. charybdis указывает на то, что осы были паразитоидами — насекомыми, чьи личинки живут как паразиты и в конечном итоге убивают своих хозяев. К современным паразитоидам надсемейства Chrysidoidea относятся осы-кукушки и осы-бетилиды. Однако образцы S. charybdis обладают уникальным рисунком жилок на заднем крыле, что позволяет отнести этот вид к собственному семейству — Sirenobethylidae.
Ученые из Столичного педагогического университета (Китай) и Музея естественной истории Дании использовали микротомографию для анализа 16 самок S. charybdis, сохранившихся в янтаре 98,79 млн лет назад. Эти образцы были собраны в регионе Качин на севере Мьянмы. Авторы обнаружили, что этот вид, скорее всего, был койнобионтом — паразитоидом, который позволяет своему хозяину продолжать расти, питаясь им.
Образцы ос имеют брюшной аппарат, состоящий из трех створок, нижняя из которых образует лопастевидную структуру с дюжиной волосовидных щетинок, визуально напоминающую растение венерина мухоловка. Авторы отмечают, что брюшной аппарат S. charybdis не похож ни на один из известных видов насекомых и, возможно, служил механизмом для временного удержания хозяина во время откладки яиц. Поскольку оса не могла преследовать добычу на больших расстояниях, авторы предполагают, что она ждала с открытым аппаратом потенциального хозяина, чтобы активировать реакцию захвата.
Ученые полагают, что сложный хватательный аппарат позволял S. charybdis нацеливаться на высокоподвижную добычу, такую как мелкие, крылатые или прыгающие насекомые. Сохранившиеся образцы позволяют предположить, что в середине мелового периода Chrysidoidea демонстрировали более широкий спектр паразитоидных стратегий, чем их современные собратья.
[Фото: Qiong Wu / Creative Commons Attribution 4.0 International License / BMC]