Группа российских и сербских исследователей под руководством декана факультета психологии МГУ Юрия Зинченко провела масштабное исследование с участием более 1000 детей 5–6 лет из разных регионов России: Краснодарского края, г. Москвы, Пермского края, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия) и др. Исследование было посвящено изучению связи экранного времени и детского развития. Результаты работы были недавно опубликованы в престижном журнале, издаваемом Springer Nature, Scientific Reports.
«Согласно полученной нами статистике, уже в возрасте 4 лет многие дети по всей стране нередко проводят перед экранами более 1 часа в день. Медики обращают большое внимание тем негативным последствиям для здоровья (нарушение осанки, зрения и многое другое), к которым приводит активное использование гаджета ребенком. В рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом, мы решили исследовать, какое воздействие оказывает экранное время на психическое развитие детей. Оказалось, что чем больше времени ребенок проводит у экрана, тем сложнее ему удается контролировать собственное поведение в различных ситуациях. Саморегуляция – важнейшее достижение дошкольного возраста, и не случайно она является ключевым компонентом готовности к школе. Так, например, чтобы учиться, ребенок прежде всего должен быть в состоянии усидеть за партой, в течение длительного времени концентрироваться на речи учителя, запоминать и выполнять его инструкции. Таким образом, уровень саморегуляции в детстве во многом предопределяет будущие академические и карьерные достижения», – отметил Юрий Зинченко.
Исследование показало, что избыточное экранное время негативно влияет на такую составляющую саморегуляции, как слухоречевая рабочая память. Впоследствии у детей будут возникать трудности с запоминанием информации на слух, пониманием и учетом услышанного в различных видах деятельности.
«Мы полагаем, что слухоречевая рабочая память у дошкольников ухудшается при длительном экранном времени, потому для ее развития принципиально важно общение со взрослыми людьми. Однако, когда ребенок проводит много времени у экрана, цифровое устройство зачастую воспринимается в семье как альтернатива общению. Например, ребенку могут дать телефон или планшет во время совместной поездки или приема пищи, хотя это время могло бы быть использовано для полноценного общения», – поясняет Патрик Дрид, декан факультета спорта университета Нови-Сада.
Выявленная закономерность проявляется более ярко у мальчиков. В целом, они проводят у экранов существенно больше времени по сравнению с девочками и по многим показателям саморегуляции имеют более низкие результаты. Эти данные подчеркивают особую важность построения сбалансированной образовательной среды для мальчиков дошкольного возраста, в которой использование цифровых устройств не будет становиться основным занятием.
Важно отметить, что у детей, которые проводят перед экраном более 2 часов, наблюдается значительно более низкий уровень развития саморегуляции в сравнении со сверстниками. Проблема состоит в том, что при поступлении в школу эти сложности перейдут на новый уровень. Отвечая на вопросы родителей об оптимальном экранном времени, можно рекомендовать ограничить его до 1 часа в день в старшем дошкольном возрасте. И, если взрослые будут служить примером интересного досуга и общения без использования телефона, это поможет детям легче справляться с необходимостью оторваться от гаджетов.
«В этом году мы отмечаем 120-летие выдающегося профессора Московского университета – Александра Владимировича Запорожца, который убедительно показал, что задача взрослых состоит в максимальном обогащении жизни ребенка занятиями и активностями, присущими детству. Опасность цифрового устройства заключается не столько в его наличии, сколько в том времени, которое используется не на игру, рисование, конструирование, лепку и совместное чтение, а на гораздо менее полезное для развития занятие», – резюмировал Юрий Зинченко.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: ru.123rf.com