0 комментариев 298

Мониторинг популяции

Завершилась экспедиция изучению популяции дикого северного оленя

Завершилась экспедиция по изучению популяции дикого северного оленя.

Проект по изучению популяции дикого северного оленя был реализован при поддержке НК «Роснефть» и «Арктического научного центра» (научный институт Компании) в рамках Национального проекта «Экология» совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Основа всей экосистемы Арктического севера - дикие северные олени. Во время экспедиции ученые получили данные о полном годовом цикле миграции животных, а также выявили сезонные особенности их перемещения в зависимости от погодных условий и других факторов среды обитания. Для этого они использовали ошейники с системой спутникового мониторинга ARGOS и встроенными GPS приёмниками.

Полевые работы научной экспедиции проводились рядом с путями миграции и местами зимовки оленей таймыро–эвенкийской популяции — в окрестностях озёр Ессей и Еромо Эвенкийского муниципального района. Специалисты организовали самый масштабный за всю историю проекта комплексный мониторинг животных. Были проведены наземные и авиационные учёты,  во время которых исследователи провели фото– и видеосъёмку с последующей идентификацией особей, зарегистрировали места антропогенного воздействия на стадо, собрали образцы биологического материала, а также провели съёмку со спутника и беспилотного летательного аппарата для детального обследования обнаруженных групп животных.

Девять оленей были помечены ошейниками, оснащенными спутниковыми передатчиками — радио–маячками со встроенной системой ARGOS/GPS. Такие особи будут маркерами оленьих стад, чтобы в дальнейшем ученые смогли дистанционно отследить полный цикл миграции в непрерывном режиме. Сигналы о местонахождении и перемещениях животных круглосуточно поступают в центр обработки данных, а затем на компьютеры учёных СФУ. Такие треки перемещения совместно с ежедневными снимками из космоса позволят построить карты, отражающие суммарный путь, направленность, протяжённость и интенсивность движения стада с учётом погодных явлений и состояния пастбищ.

Как отмечают эксперты, за последние 20 лет таймыро–эвенкийская группировка дикого оленя сократилась с 1 млн особей до 400 тыс. Поэтому важно разработать методические подходы для сохранения биологического разнообразия российской Арктики. Одна из задач - определение путей миграции диких оленей. На данный момент науке не известно, от чего зависит продолжительность пребывания оленей в традиционных местах отёла. В среднем это 63 дня. Это в три раза меньше, чем в 1960–е годы.

Напомним, что в 2020 году «Роснефть» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подписали Соглашение о взаимодействии в рамках национального проекта «Экология». Стороны развивают сотрудничество в области сохранения биологического разнообразия. Так, «Роснефть» реализует корпоративную программу по изучению, сохранению и мониторингу ключевых видов — биоиндикаторов устойчивости арктических экосистем. Речь о белом медведе, атлантическом морже, диком северном олене и о белой чайке, которая занесена в Красную книгу РФ как редкий подвид.

Фото на странице: СФУ