17 ноября на исследователи из Европейского космического агентства (ЕКА), которому принадлежат космические аппараты «Розетта» (Rosetta) и «Филы» (Philae), прошло заседание. Ученые сообщили, что весной 2015 г. комета Чурюмова-Герасименко приблизится к Солнцу настолько, что на солнечные батареи модуля будет попадать достаточно света, чтобы он мог включиться и начать второй цикл работ по исследованию кометы. Об этом сообщает Associated Press.

Напомним, модуль успешно справился с первым этапом работы и успел до разрядки отправить на землю много данных с поверхности кометы. Специалисты с нетерпением ждут результатов анализа этих материалов. Были опасения, что аппарат больше не сможет включиться, так как он оказался в тени скалы. Сигналы от него перестали приходить в субботу, 15 ноября.  Незадолго до этого, ученые пытались повернуть солнечные панели «Филы» под таким углом, чтобы он мог подзарядиться. Это действие было оправданным, поскольку через какое-то время на них попадет энергия, и аппарат вновь заработает, считает Стефан Уламек (Stephan Ulamec), специалист ЕКА. Предполагают, что это произойдет весной следующего года, когда комета приблизится к Солнцу. Нескольких дней активного солнечного освещения должно быть достаточно, чтобы аппарат вновь заработал.

То, что аппарат сейчас находится в тени, может быть, не так уж и плохо. Экранированный от интенсивного излучения аппарат сможет продержаться на комете дольше в момент приближению к Солнцу в августе 2015 года. Прежде чем сделать точное заключение по этому вопросу ученые должны выяснить, где конкретно на территории в 4 кв. км находится модуль. Полученные снимки, опубликованные в понедельник, дали надежные подсказки для решения этого вопроса.

Данные показывают, что первая попытка приземления оказалась неудачной, поскольку модуль отскочил, и двигатели и специальные устройства сцепления не справились со своей задачей. В течение пары часов «Филы» дрейфовал над поверхностью, прежде чем смог повторно приблизиться к поверхности кометы и приземлиться на краю кратера.

Специалисты из Немецкого аэрокосмического центра говорят, что поверхность кометы оказалась гораздо тверже, чем предполагали ранее. Об этом говорят данные, отправленные модулем, находящимся на расстоянии в 5005000000 км от Земли. Под аппаратом оказалось большое количество льда. Перед отключением один из инструментов модуля успел зафиксировать присутствие органических молекул, пока неизвестной природы. Думаем, это одна из самых впечатляющих дразнилок в научной истории.

Ученые до сих пор не знают, удалось ли «Филы» забрать образцы грунта для анализа. Вещества под поверхностью кометы практически не претерпели изменений за 4,5 млрд лет. Так что, комета может служить своеобразной «капсулой времени» в изучении объектов Солнечной системы.

Основная гипотеза, которую хотят проверить исследователи — могли ли кометы доставить на Земли «строительные блоки» жизни, в том числе воду. Любопытно, что один из датчиков «Филы» смог обнаружить присутствие на комете молекул органических соединений.

В то же время специалисты ЕКА подчеркивают, что даже если модуль «Филы» не заработает вновь, зонд «Розетта», находящийся рядом с кометой, сможет собрать до 80% необходимой информации.

К слову, комета 67/P Чурюмова-Герасименко была открыта совершенно случайно. В 1969 г. аспирантка первого года обучения Светлана Герасименко вместе с Климом Чурюмовым сделали снимки кометы Кома-Сола из обсерватории в Алма-Ате. На одном из снимков в рассеянном фоне отпечатался кометоподобный объект. Сначала исследователи решили, что это простой брак. Однако во время разбора снимков выяснилось, что это ранее неизвестная комета. Спустя некоторое время Международное бюро космических телеграмм подтвердило открытие.

Ранее портал Научная Россия сообщал о посадке аппарата на комету и его отключении в связи с разрядкой элементов питания.

Фото превью: ESA, Rosetta, Philae