Последние новости с поверхности кометы

Связь с модулем «Филы» установлена, он успел передать данные на Землю, в том числе о бурении, но его батареи разряжены.

Посадочный модуль «Филы» (Philae), находящийся на ядре кометы Чурюмова-Герасименко, остался без энергии и прекратил работу 15 ноября. Он провел первый этап экспериментов, включая бурение, и успел передать накопленные данные на Землю через космический аппарат «Розетта», находящийся на орбите кометы. Обзор о последних часах миссии «Розетта» опубликован на сайте Европейского космического агентства (ESA), а поэтапные новости в течение дня можно почитать в блоге ESA

Связь со спускаемым аппаратом «Филы» была утеряна в 09:58 GMT / 10:58 CET 14 ноября и восстановлена в 22:19 GMT / 23:19 CET в тот же день. Сеанс связи продолжался до 00:36 GMT / 01:36 CET 15 ноября. Модуль успел передать накопленные данные, включая данные научных измерений от инструментов ROLIS, COSAC, Ptolemy, SD2 и CONSERT.

На фотографии слева можно увидеть тень, отброшенную модулем «Филы». Ее сфотографировал аппарат «Розетта.

Модуль «Филы» проработал на поверхности ядра кометы Чурюмова-Герасименко 57 часов, пока у него не закончилась энергия. Аккумуляторы «Филы» питаются от трех солнечных панелей. Одна их панелей получала энергию по 1 часу 20 минут, две другие — по 23 минуты ежедневно (один кометный день длится 12,4 земных часа). После посадки модуль не сдвигался, он стоит на поверхности всеми тремя ногами, но видимо, в тени утеса, который загораживает Солнце. Во время сеанса связи модуль приподняли на 4 см от поверхности и развернули на 35 градусов, чтобы его солнечные панели смогли уловить больше энергии, когда комета приблизится к Солнцу.

Сейчас установить связь с посадочным модулем невозможна — его батареи разряжены. Тем не менее аппарат «Розетта» попытался это сделать в прошедшую субботу в 10:00 GMT / 11:00 CET. Результаты сеанса пока не известны, кроме того, что «Розетту» подняли на 30-километровую орбиту. Его вернут обратно на 20-километровую орбиту 6 декабря, чтобы продолжить изучение кометы. По мере приближения к Солнцу комета станет более активно изменяться, и в том, чтобы зафиксировать эти изменения, и состоит цель миссии. Последующие месяцы аппарат «Розетта» будет находиться на удаленной «свободной» орбите и периодически совершать смелые облеты кометы, приближаясь к ядру на 6 км. Максимальное сближение кометы Чурюмова-Герасименко со светилом произойдет 13 августа 2015 года.

«Филы» оборудован буровой установкой SD2. Она была запущена и успела пробурить ядро на глубину 25 см от поверхности, пока связь с модулем не прервалась. По плану отобранные образцы должны были попасть в установку COSAC, чтобы определить в них органические вещества. Образцы также должен получить газовый анализатор Ptolemy. Но выполнен ли анализ и что именно содержится в данных, полученных от инструментов во время сеанса связи, неизвестно. Сейчас специалисты ESA разбираются с информацией, полученной от модуля «Филы», и пытаются найти там данные о бурении и составе образов.

Миссия «Розетта» запущена к комете Чурюмова-Герасименко (67P) 2 марта 2004 года. Сейчас аппарат находится на удалении 511 миллионов километров от Земли на орбите кометы, а его спускаемый модуль «Филы» приземлился на ядро 12 ноября 2014 года, что случилось впервые в истории космических исследований. Также впервые в истории модуль передал снимки поверхности ядра кометы, которое, как и ожидалось, оказалось неровным и каменистым.

В подготовке миссии «Розетта» участвовали 14 европейских стран и США. Главный подрядчик, сконструировавший аппарат, — Astrium Germany. Портал Научная Россия следил за ходом посадки модуля «Филы» на ядро здесьздесь и здесь.

комета 67p чурюмова — герасименко космический аппарат «розетта» модуль «филы»