Исторический запуск российской ракеты-носителя «Протон» состоялся 20 ноября 1998 года. «Протон» отправил на орбиту Земли служебный модуль «Заря» - первый модуль Международной космической станции. Началась новая эра освоения космоса.

«Конечно, каждый по-своему переживал до момента, пока мы не услышали о том, что головной блок отделился, всё открылось, начался полёт. Был  невообразимый какой-то восторг, только что пляски не было, крики, возгласы», - вспоминает Юрий Коптев, генеральный директор Российского космического агентства и российского авиационно-космического агентства с 1992 по 2004 гг.

МКС – самый большой объект, созданный руками человека в космосе. Это главный опыт международного сотрудничества, поддержки и взаимовыручки. Это опыт строительства масштабного космического объекта, который имеет первостепенное значение для настоящего и будущего всего человечества. Сегодня МКС – пилотируемая орбитальная станция – глобальный проект, в котором принимают участие  космические агентства РОСКОСМОС, NASA (США), JAXA (Япония), CSA (Канада), ESA (страны Европы).

МКС – это международная исследовательская лаборатория, где проводятся множество экспериментов в уникальных условиях микрогравитации, в вакууме и под воздействием космического излучения. Ученые изучают физико-химические свойства материалов в космосе, исследуют Землю и новые технологии освоения космического пространства, наблюдают за изменениями в человеческом организме. Космонавты и астронавты постигают тайны Вселенной, которые важны для будущего землян.

«Все эксперименты являются собственностью стран-участников программы. Каждый из нас проходит обучение во всех агентствах, во всех центрах. Если у тебя в экипаже нет европейца, нет японца, кто-то из американцев является ответственным за японский модуль. Часть наших ребят работает в европейском модуле», - подчеркивает Фёдор Юрчихин, летчик-космонавт, герой России, участников экспедиции МКС-15 в 2007 году.

Перед началом всех экспедиций составляется детальный план научных экспериментов. Ученые со всего мира мечтают, чтобы их разработки попали на МКС и прошли испытания в условиях настоящего космоса. Однако большинство людей не понимают значения этих экспериментов. Но они дают не только научные результаты, но и практические разработки.

За время длительного космического полета мышцы космонавтов слабеют настолько, что способность к физическим нагрузкам падает почти на 50%. Это похоже на превращение молодого человека в глубокого старика. Для улучшения кровеобмена разработали вакуумный комплект «Чибис» – специальный нагрузочный костюм, своеобразный герметичный мешок на каркасе. В мешке можно создавать разрежение для оттока крови к ногам. «Чибис» стал прототипом многих земных устройств, которые ставят людей на ноги. Так, например, появился специальный костюм для реабилитации детей с церебральным параличом (ДЦП).

«Все вопросы – телемедицина, оборудование, связанное с восстановлением жизнедеятельности человека – они уже сегодня оттуда перекочевали, они уже сегодня применяется для лечения людей», - подчеркивает Юрий Коптев.

Станция находится на орбите 20 лет – больше запланированного срока. Первоначально станцию рассчитывали использовать лишь 15 лет. Но в 2014 году срок ее эксплуатации был продлен до 2020 года, а вскоре и до 2024. За годы работы, конечно, случались нештатные ситуации, но рукотворная звезда на орбите Земли не раз доказала свою надежность.

Сегодня в состав МКС входят 15 модулей – 5 российских, 7 американских, 1 европейский и 1 японский, состоящий из двух частей. Масса станции – 420 тонн, длина – 109 метров, ширина – 75 метров.

Каждую стыковку нового модуля можно назвать исторической, ведь это очередной шаг человечества в исследовании космоса. «Самое главное: МКС – это международный проект. Ни одна страна не является доминирующей. Сегодня на борту станции проводятся  множество экспериментов. В общей сложности в них принимают участие 103 страны мира – все вместе и всегда помогают друг другу. Конечно, на МКС были и аварийные ситуации. К примеру, когда отказали американские компьютеры, или когда не работали российские. И всегда каждый из участников программы задавал вопрос – как мы можем помочь? МКС на орбите уже 20 лет. Из них – 18 лет она постоянно обитаемая. Надеюсь, наше взаимодействие будет только укрепляться», - говорит Кирк Ширеман, директор программы МКС NASА.

Космическая история человечества – это история взлетов и падений, порой в буквальном смысле слова. Но именно с первого модуля международной космической станции 20 лет назад человечество сделало шаг в освоении безграничной Вселенной.

Источник: Роскосмос