Сегодня на МКС отправят специальный спутник для уборки космического мусора с технологией RemoveDebris, которую разработали британские ученые из Космического центра Университета Суррея. В мае космонавты проведут эксперимент, который покажет работу аппарата.

Космический мусор – проблема "весом" примерно в 7500 тонн. Старые корпуса ракет, вышедшие из строя искусственные спутники, инструменты, которые могли выронить космонавты в открытом космосе, даже пятна краски – весь этот материал скапливается вокруг Земли. Он может стать серьезным препятствием для исследования космоса: затруднить выполнение оперативных задач, стать помехой на пути космических кораблей.

С техническим мусором попытается справиться RemoveDebris. Это 100-килограммовый аппарат, который состоит из одного большого спутника и двух поменьше. С помощью этих «дочерних» спутников космический «уборщик» сначала отслеживает осколки на орбите, собирает информацию об их передвижении. Затем запускает в объект гарпун и «заманивает» его в сеть. Эта сеть создает подобие «паруса» для спутника-«корзины»: собрав часть мусора, он возвращается к Земле на большой скорости, сгорая прежде, чем достигнет слоя атмосферы.

Есть другие способы уборки космоса. Например - роботизированная рука, которая может «собирать» мусор. Однако ученые решили использовать гарпун и сеть. Сетью проще, чем рукой, схватить кусочек мусора, который вращается очень быстро. К тому же, эта технология проще и дешевле.

«Причина, по которой мы пошли именно таким путем – низкая стоимость, – подчеркнул профессор Гульельмо Аглиетти, главный разработчик проекта. – Я думаю, что именно от цены зависит, будут ли проводить мероприятия по уборке мусора в космосе. И я переживаю, что если это будет стоить очень дорого, в приоритете будут другие проекты».

Стоимость проекта RemoveDebris составляет 15 миллионов евро (1 млрд 60 млн рублей). Половину средств предоставила Европейская комиссия; другую половину – компании-партнеры. Среди них Airbus, которая разработала технологию гарпунов, и Surrey Satellite Technology Limited – она занималась сборкой спутника.

[Фото: BBC]