Команда ученых из Академии наук Китая под руководством Ненга Гонга (Neng Gong) по результатам экспериментов пришла к выводу, что макаки могут различать свое отражение в зеркале, если их предварительно обучить этому. Макак-резусы, с которыми работали ученые, научились пользоваться зеркалом, чтобы исследовать свое тело, что считалось ранее невозможным для этого вида обезьян. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.

В ходе эксперимента ученые светили слабым лазерным лучом в лицо обезьяне. После нескольких недель тренировок макаки смогли научиться распознавать в зеркале свое лицо и точку от лазера, направленного на него. Они тянули руки к этой точке, а после этого часто нюхали свои пальцы. Именно такое поведение доказало Гонгу и его коллегам, что их подопытные научились узнавать себя в зеркале.

Однажды обучившись использовать зеркало, обезьяны и дальше исследовали части своего тела с помощью нового для них инструмента. По словам исследователей, в мозгу обезьяны уже существует основное «оборудование» для распознавания себя в зеркале, но им требуется еще соответствующее «программное обеспечение», которое они и получают в ходе обучения.

Ранее уже было показано, что способность узнавать себя в зеркале есть, например, у шимпанзе, орангутангов и горилл (и, кстати, у слонов, что подтверждает популярное мнение об их умственных способностях).

Ученые пишут, что понимание механизмов обучения этого вида макак позволит им лучше разобраться и с человеческими познавательными процессами. В частности, найти способ помочь людям, которые вследствие различных заболеваний (например, болезнь Альцгеймера) не узнают себя в зеркале.