Портрет авиаконструктора Ростислава Алексеева висит в библиотеке конгресса США, в специальной галерее с изображениями выдающихся людей, внесших наибольший вклад в развитие цивилизации в ХХ веке. И это вполне заслуженно. Именно ему принадлежит пальма первенства в создании нового вида транспортного средства – экраноплана.
Интерес к конструированию легких быстроходных судов обнаружился у Алексеева еще в юности. Он увлекался яхтенным спортом и в 14 лет создал свою первую яхту. Спустя два года он прямо на чердаке родительского дома построил вторую, с помощью которой одержал победу на местных соревнованиях, обогнав самые быстрые суда. Наградой победителю стал фотоаппарат из рук самого Валерия Чкалова.
В 1941 году, закончив Горьковский индустриальный институт имени Жданова, Алексеев защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях», в которой выдвинул идею летящего над водой скоростного военного судна. «Суть идеи ─ использовать большую плотность воды как выгодный фактор для создания большой скорости движения на воде. Для этого корпус судна помещается целиком в воздухе, а в воде остается очень малый объем ─ подводные крылышки с большой подъемной силой и малым лобовым сопротивлением… Глиссер может быть вооружен 75-миллиметровым орудием с небольшим сектором обстрела и с полным обстрелом воздуха зенитными пулеметами, четырьмя-шестью торпедами и глубинными бомбами. Считаю, что перспективы таких судов громадны», - написал он в пояснении к работе.
В начале Великой Отечественной войны будущего конструктора направили работать на завод «Красное Сормово», на должность контрольного мастера выпуска танков Т-34. Там он сумел заинтересовать своей идеей заводское начальство, в результате чего в 1943 году была организована «Гидролаборатория», где специально для фронта Ростислав Алексеев разработал первый двухместный катер на подводных крыльях (КПК) А-4. Но война вскоре закончилась, и катер Алексеева остался без применения. Сам Алексеев за эту разработку в 1951 году получил Сталинскую премию. Вдохновленный успехом, он создал новую модель КПК - А-5, достигавший скорости в 110 км/ч.
Суда на подводных крыльях
В середине 1950-х годов в КБ Алексеева начинают проектировать пассажирские суда на подводных крыльях. 8 мая 1957 года, был спущен на воду первый теплоход «Ракета», имевший дальность плавания до 600 километров с полной загрузкой и максимальную скорость 70 км/час. С такой скоростью «Ракета» всего за шесть часов прошла расстояние в 400 километров — от Горького до Казани.
После «Ракеты» на воду были спущены «Метеор», «Комета», катер «Волга», «Спутник», «Буревестник», «Восход», «Беларусь», «Вихрь». В 1962 году за разработку за создание скоростных пассажирских судов на подводных крыльях Алексеев и ряд его сотрудников получили Ленинскую премию.
Вскоре Алексеев понял, что скоростные возможности катеров и судов на подводных крыльях ограничены. Попытка заменить двигатель на более мощный ничего не дала. И тут конструктор вспомнил про т.н. «эффект экрана» – образование на малых высотах «воздушной подушки» между крыльями машины и земной поверхностью за счет набегающего потока воздуха. В обычной авиации с ним всячески боролись, а вот Алексеев решил использовать его для подъема воздушного корабля над землей. Так и появились экранопланы.
«Каспийский монстр», «Орленок» и другие
В 1961 году в его КБ начал разрабатываться экспериментальный экраноплан: это была самоходная пилотируемая модель СМ-1. Но самым выдающимся стал КМ – «корабль-макет», позже получивший прозвище «Каспийский монстр». В 1966 году КМ спустили на воду с завода «Красное Сормово» в Горьком и доставили в город Каспийск в Дагестан, где и начались его испытания.
На тот момент КМ был самым большим и тяжёлым аппаратом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Его длина составляла 92 метра, размах крыльев – 37,6 метра. С максимальной нагрузкой конструкция весила 544 тонны. По этому показателю его превзошёл только в самом конце 1980-х гг. советский самолёт АН-225. КМ мог развивать над водной гладью расчётную скорость до 500 км/ч.
Дальше начались проблемы. В 1964 году с поста первого секретаря ЦК КПСС убрали Никиту Хрущева, поддерживающего все начинания Алексеева. В 1974 году, произошла первая крупная авария нового транспортно-десантного экраноплана «Орленок», у которого во время испытательного полета отвалился хвост. Алексеев чудом остался в живых. В 1975 году произошла авария уже на КМ. При посадке пилот допустил ошибку, и КМ резко ударился о воду, из-за чего лопнул корпус. В итоге, машина села без части кормы и хвоста. Все это произошло на глазах большой делегации из Министерства судостроения во главе с самим министром.
Воспользовавшись этим, недоброжелатели начали самую настоящую травлю конструктора. Его обвиняли в рабовладении, стремлении к богатству и прочих смертных грехах. Но окончательно все решили аварии «Орленка» и «Каспийского монстра»: Алексеев был признан виновным и переведен на должность рядового конструктора в своем же КБ.
Однако он не сдавался и начал работу над проектом пассажирского экраноплана нового поколения, который и погубил его. В январе 1980 года, присутствовавший на его испытаниях Алексеев, во время вывоза машины из ангара, не услышав крика «Отпускай!», остался ее удерживать. В результате у конструктора развился перитонит, из-за которого он скончался 9 февраля 1980 года.
Дело его живет
Смерть Алексеева не остановила работу над новыми моделями экранопланов. В 1979 году на вооружение ВМФ СССР был принят «Орленок», который проявил себя с положительной стороны. «На учениях «Орлёнок» показал великолепные результаты, всего за несколько минут высаживал десант на берег, выезжала техника. Военные были очень довольны — так быстро это делать никто не мог», - вспоминала дочь Ростислава Алексеева Татьяна.
В будущем в Вооруженных силах СССР должно было появиться несколько сотен экранопланов: одних только «Орлят» планировалось построить 120 штук. За их внедрение ратовал министр обороны Дмитрий Устинов. Однако после начавшегося в середине 1980-х годов сокращения военных расходов, построены были только пять.
В 1990 году на эксплуатацию в ВМФ СССР был передан один экраноплан «Лунь». Он двигался со скоростью 250 узлов (463 км/час) и был вооружён шестью управляемыми противокорабельными ракетами ЗМ-80 «Москит», способными поразить цель на расстоянии до 250 километров. Четыре «Орленка» были включены в состав 11-й авиагруппы, дислоцировавшейся на Каспийском море до 1998 года.
В наше время работы над экранопланами продолжились. В Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева ведутся работы по созданию экранопланов нового поколения, таких, как например, А-020-538, А-050-538 и А-300-538 и другие. Они предназначены для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных районах, а также для решения различных задач, в том числе и военного характера.
Экранопланы производятся и в Петрозаводске объединением «Орион». Разработаны и испытаны «Орион-12», «Орион-14» и «Орион-20». В 2019 году в Онежском озере прошла испытания модифицированная амфибия «Орион-10», которая способна летать со скоростью до 200 км/ч, а на борту, помимо экипажа, могут разместиться 8 человек. Есть и другие разработки.
Не забыли и самого Ростислава Алексеева. В 2009 году на площади Алексеева в Нижнем Новгороде ему поставили памятник. Надпись на постаменте гласит: «Создателю скоростного флота России, выдающемуся конструктору судов на подводных крыльях и экранопланов Ростиславу Алексееву от нижегородцев».
Фото на странице: ТАСС/Алексей Жигайлов
Фото на главной странице: ТАСС