0 комментариев 1880

Лечат и калечат: каких растений стоит опасаться

Россиян предупреждают – не надо срывать маленькие гроздья белых цветов, которые зацвели в лесах. Ландыш – майский и опасный цветок, еще и внесен в Красную книгу. В материале – о том, каких растений стоит избегать в лесу и поле

Россиян предупреждают – не надо срывать маленькие гроздья белых цветов, которые сейчас зацвели в лесах. Ландыш – майский и опасный для здоровья цветок, еще и внесен в Красную книгу. В материале – о том, каких растений стоит избегать в лесу и поле.

Ландыш майский

Фото: wildgarden.ru

Отравление, головная боль, тошнота, ожоги на коже, в крайних случаях  паралич или смерть – такие последствия может вызвать неаккуратно понюханный или просто сорванный цветок. Дети могут по неосторожности съесть яркие ягоды опасных растений, другие можно спутать со съедобными аналогами: ядовитая луковица нарцисса выглядит как репчатый лук. Иные растения опасны не целиком, например, стоит остерегаться только ягод или пыльцы.

Яды, которые вырабатывают растения, называют фитотоксинами. В первую очередь они защищают плоды, листья и стебли от растительноядных животных: общая черта растений – это именно химическая защита. Встречаются чаще остальных и более разнообразны по структуре алкалоиды – к этим фитотоксинам относят, например, морфин, кофеин, кокаин, стрихнин, хинин и никотин. Алкалоиды – наиболее распространенные, но не единственные органические соединения, которые входят в фитотоксины: в группе, в том числе, гликозиды, стероиды, изопреноиды, фенольные соединения или лектины.

В разряд ядовитых растений попадают и те, что одновременно относят к лекарственным. Безвредные для человека травы, листья, ягоды могут быть смертельно опасными для насекомых, птиц или рыб, а уровень токсичности может отличаться в зависимости от того, где растет цветок, какой в году выдалась погода и на какой стадии развития находится растение.

Ландыш майский. Растение цветет с мая по июнь. В июне начале июля появляются красные ягоды

Фото: vashsad

Майский ландыш опасен целиком – ядовитой становится и вода, в которой стояли цветы. Невысокое травянистое растение с крупными овальными листьями – чаще их два, хотя встречаются растения с одним или тремя листьями. Кисточка с десятком белых цветов сильно и приятно пахнет – ландыш цветет с мая до начала июня. Особенно опасны плоды растения – красные ягоды появляются в конце июля и отходят ближе к осени. При отравлении кружится голова, тошнит, появляется сонливость, слабость и судороги.

Основное токсичное вещество ландыша – конваллятоксин. И оно же используется в медицине: препараты из ландыша используют при острой и хронической сердечной недостаточности, как средство от головной боли и для укрепления нервной системы. Для приготовления препаратов наземные части растения в период цветения собирают и сушат при температуре 50-60 градусов в тени. Передозировка препаратами из ландыша вызывает отравление.

Дурман обыкновенный

Фото: zakupator.com

Дурман называют травой дьявола – само название говорит о его действии на человека. Алкалоиды в составе растения вызывают учащенное сердцебиение, нарушение ориентации и бред, а в тяжелых случаях возможен летальный исход. Растение из семейства пасленовые внешне похоже на картофель или томат. Шипастые листья, белые цветы и колючие плоды-коробочки с черными семенами внутри.

Дурман специально выращивают для получения алкалоидов в медицинских целях. В качестве сырья используют листья. Действующие вещества – гиосциамин и скополамин, алкалоиды группы тропана. Препараты из дурмана применяют только по назначению врача в качестве спазмолитических средств: при бронхиальной астме, язве желудка, печеночных коликах. А также для лечения морской и воздушной болезни.

Аконит

Фото: vertograd-s.ru

Древние галлы и германцы знали: раненый хищник далеко не уйдет, если натереть наконечник копья или стрелы аконитом. Есть мнение, что с того времени растение получило сохранившиеся до сих пор названия волкобой или волчий корень. В Риме и Древней Греции приговоренные к смерти получали порцию аконита, по преданию Тамерлана отравили именно аконитом, пропитав соком его тюбетейку.

Сок аконита проникает даже сквозь кожу – алкалоид аконитин входит в список сильнодействующих и ядовитых веществ. При попадании на кожу он вызывает зуд и последующее прекращение чувствительности, при приеме внутрь аконитин понижает температуру тела, вызывает озноб, потовыделение, аритмию сердца, паралич скелетных мышц и нарушение цветовосприятия.

Прямые стебли высотой до полутора метров с синими, фиолетовыми, реже белыми или желтыми цветками растут в лесах, степях, на просеках среди кустарников. Места, где растет аконит зависят от вида ядовитого растения, а их больше 330. Настойку аконита используют как обезболивающее и противовоспалительное средство при артрите, артрозе, радикулите, остеохондрозе, заболеваниях мышц и связок.

Клещевина

Фото: rastenievod.com

Всего 5-7 семян клещевины достаточно для летального исхода. Клещевину называют самым ядовитым растением в мире – белковый яд рицин и алкалоид рицинин вызывают энтерит, рвоту и колики, нарушение водно-электролитного баланса. Смерть наступает через 5-7 дней, а выжившие не могут восстановиться полностью – рицин разрушает белки тканей человека.

В России клещевина – это однолетнее растение высотой до 5 метров. На прямых, ветвистых, полых стеблях – крупные листья до 80 сантиметров длиной и шаровидные плоды-коробочки. Семя растения напоминает клеща – отсюда и идет название.  Именно из клещевины делают известное касторовое масло. Популярное слабительное средство получают при холодном прессовании растения. Чтобы обезопасить препарат, масло обрабатывают горячим паром – опасный рицин разрушается при температуре в 80 градусов.

В мировой флоре известно больше 10 тысяч видов ядовитых растений. Из многих получают препараты, которые используют в медицине.

Фото на главной странице wildgarden.ru