На научном Совете РАН прошло обсуждение нынешнего состояния квантовых технологий в России и будущие проекты, основанные на существующих разработках.

Заседание открыл Председатель Совета президент РАН Геннадий Красников.

«Квантовые технологии сегодня – одно из наиболее наукоемких и приоритетных направлений науки. Мы видим ощутимый прогресс, и важно, чтобы к 2025 г., когда будет сформирована очередная дорожная карта, научные организации в полной мере видели ориентиры будущих исследований. Наша задача – воплотить идеи в реальных продуктах. Это касается и технологий квантовых вычислений», – сказал Геннадий Красников.

Собравшиеся подчеркнули – это лишь первое обсуждение дорожной карты 2025–2030 гг. Сегодня ученые находятся в середине планирования, которое было сформировано до 2024 г. Многие следующие цели будут обусловлены результатами, достигнутыми за ближайший год.

«Проведена большая работа на основе уже ведущихся проектов. Сейчас сложно сделать карту 20252030 гг., но мы хорошо понимаем, что не должно быть разрыва между дорожными картами, работы необходимо вести непрерывно», - отметила директор по цифровизации госкорпорации «Росатом», кандидат физико-математических наук Екатерина Солнцева.

«В этом году происходит существенный прогресс. Мы достигли уровня 8-кубитных сверхпроводниковых квантовых процессоров, планируем провести контрольный эксперимент и увидеть 16 кубитов на ионах», - рассказал кандидат физико-математических наук, руководитель проектного офиса по квантовым технологиям «Росатома» Руслан Юнусов.

Сегодня ученые видят перспективы квантовых компьютеров не только в области оптимизации, но и в решении, например, биологических или финансовых задач. Разрабатываются новые алгоритмы и программное обеспечение, а прикладные возможности постоянно расширяются. На заседании отметили, что первые квантовые системы с большой вероятностью будут гибридами, они объединят классические и квантовые ядра.

Ученые рассказали о нынешнем состоянии и запланированных работах в различных технологиях квантовых вычислений: сверхпроводниковых, атомных, фотонных, ионных. Одна из важных задач – достижение технологического суверенитета в области квантовых технологий. Из-за введенных санкций многие виды оборудования из-за рубежа не продаются напрямую, поэтому уже запущены первые проекты по импортонезависимости в области приборостроения для квантовых компьютеров.

«Всем нам немного не хватает людей. Количество идей превышает количество команд, которые могут начать эти идеи полноценно развивать даже при наличии оборудования и ресурсов. Я бы не сказал, что самое узкое место – это оборудование. Самое узкое место сейчас – квалифицированные специалисты», - отметил член-корреспондент РАН, директор ФИАН Николай Колачевский.

Кроме того, одной из важных целей дорожной карты 2025–2030 гг. назвали достижение научного превосходства: к концу десятилетия Россия должна войти в список ведущих стран в области квантовых вычислений.

«Квантовые технологии по интеллектуальному потенциалу – это лидирующее направление в стране. Они вполне могут играть роль драйвера научно-технического развития страны. Каким будет 2030 г. сейчас можно только загадывать, но не исключено, что появятся какие-то совершенно неожиданные фантастические новые решения», - сказал заместитель председателя совета академик Александр Горбацевич.