0 комментариев 602

Космические недра: на Луне и Марсе будут искать полезные ископаемые

Полезные ископаемые на Луне и Марсе будет искать отечественный прибор. Российские ученые за три года разработали прототип и готовы проверить его в космосе

Аппараты, которые будут исследовать Луну на предмет полезных ископаемых предусмотрены в российской космической программе. В России идут разработки «Лунохода-геолога», а прибор, который непосредственно будет изучать состав почвы уже готов. Прототип испытали на ускорителе протонов в Объединенном институте ядерных исследований. Эксперимент показал, что концепция работает.

Прибор может определять элементный состав поверхности в полосе шириной около 30 см. Во время движения прибор регистрирует присутствие основных породообразующих элементов на глубине от нескольких десятков сантиметров до метра. А при остановке на час-два возможно провести геологоразведку для поиска редкоземельных или благородных металлов. Время остановки нужно для сбора статистики отсчетов от гамма-лучей. О принципах работы прибора рассказал заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов.

По его словам, обычные гамма-спектрометры, которые можно установить на межпланетные аппараты, регистрируют гамма-излучение от ядер вещества, вызванное ударами галактических космических лучей. Каждое ядро имеет свой спектр излучения. Можно определить элементный состав вещества, наблюдая линии спектра.

Однако на детектор может попасть не только излучение от вещества, но и от самого космического аппарата, тогда оно "загрязнит" полученные данные. Чтобы отсеять ложные срабатывания, российские ученые решили совместить гамма-детектор для определения состава вещества с детектором частиц космических лучей, которые вызывают гамма-излучение. Это позволит повысить качество исследований.

Учены намерены предложить установку прибора на российские и зарубежные посадочные аппараты и роверы.

Луноход-геолог гамма-излучение гамма-спектрометр луна луноход марс