Второй день Общего собрания Российской академии наук посвятили научной сессии «Вклад академической науки в развитие космической отрасли». Академики вспоминают основоположников отечественной космонавтики, выступают с докладами о достижениях и перспективах отрасли. Академик РАН, директор Института медико-биологических проблем Олег Орлов выступил с докладом об истории и современных работах в области космической медицины.

«Первые полеты в космос проходили, в общем, безопасно, с точки зрения влияния условий полета на организм космонавтов. Но космонавтов, которые совершали более длительные полеты, в частности Виталия Севастьянова, носили на руках уже не только в переносном смысле. Задача, связанная с системным изучением влияний условий космического полета на организм человека была поставлена», - отметил Олег Орлов.

Директор ИМБП рассказал о важных этапах исследований в космической медицине: реакции сердечно-сосудистой системы на космический полет, изучении отрицательного влияния полета на функцию почек – из этого исследования вышла научная школа, связанная с водно-солевым обменом и его регуляцией в космосе, обмен кальция и состояние костной ткани.

Олег Орлов рассказал и о современных разработках. Он отметил, что институт работает в плотном международном сотрудничестве: «Мы выдвинули концепцию создания международного центра для отработки технологий медицинского обеспечения межпланетных полетов. В рамках реализации этой концепции проводим программу «Сириус», которая создана нами совместно с NASA при участии широкой международной кооперации».

Программа «Сириус» - это серия изоляционных экспериментов, где ученые отрабатывают методики для будущих межпланетных полетов.