22 сентября в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) прошла Международная научно-практическая конференция «Общественные науки и развитие высшего образования». Научный форум организован в честь 300-летия Российской академии наук и в соответствии с постановлением Бюро Отделения общественных наук РАН от 30.05.22 №20.
В программе:
10:00-13:00 – Трансляция докладов пленарного заседания
13:00-14:00 – перерыв
14:00 – 16:30 – Трансляция научной дискуссии
Среди докладчиков:
― заместитель Президента РАН, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН Т.Я. Хабриева;
― председатель Санкт-Петербургского Отделения РАН, ректор СПбПУ академик А.И. Рудской;
― Академики А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, А.Г. Лисицын-Светланов, В.Л. Макаров, А.Д. Некипелов, В.В. Окрепилов, Б.Н. Порфирьев;
― Члены-корреспонденты РАН И.И. Елисеева, В.В. Иванов, Н.М. Кропачев, А.А. Широв;
― ректоры ведущих вузов Петербурга – В.С. Литвиненко, И.А. Максимцев, С.В. Тарасов, А.Д. Хлутков;
и другие.
Участников конференции познакомили с материальной базой «Культуроцентристской концепции высшего образования», разработанной и внедренной СПбГУП (1993-2023). С докладом об опыте реализации этой концепции выступил ректор СПбГУП, член корреспондент РАН А.С. Запесоцкий. Также состоялась презентация пятитомного издания «Лекции и доклады членов РАН в СПбГУП» (604 выступления 140 членов РАН в 1993-2023гг., 5 томов).
СПбГУП и РАН сотрудничают уже 30 лет. В научной работе университета и преподавательской деятельности участвуют академики и члены-корреспонденты из разных отделений РАН: от специалистов по глобальным проблемам и историков до филологов и экономистов, представителей естественно-научного знания, медики и др.
Портал «Научная Россия» провела прямую трансляцию Пленарного заседания и дискуссии Международной конференции РАН. Смотрите выступления ученых в нашей записи!
10:08 Гостей и участников конференции приветствует ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) Александр Сергеевич Запесоцкий.
10:09 Для открытия конференции слово предоставляется заместителю президента РАН, академику-секретарю Отделения общественных наук РАН Талие Ярулловне Хабриевой.
10:12 «Этот век отождествляется с высокими технологиями, но общественные науки — главный инструмент социальной инженерии. Общественные науки создают ту основу, которая позволяет поддерживать согласие и стабильность в обществе, позволяет понять глобальные трансформации современного мироустройства. Для трансляций наших идей главным каналом остается образование», — говорит Талия Ярулловна.
10:15 «Самые яркие члены РАН считали своим долгом традиционную научную деятельность совмещать с преподаванием в университетах. Благодаря академическому сообществу удалось сохранить черты фундаментальности образования. Нынешние реформы требуют особого внимания академического сообщества», — продолжает Талия Ярулловна.
10:18 «Как юрист я позитивно оцениваю начавшуюся модернизацию образования. В отличие от других, она проводится в экспериментальном режиме. Указом президента РФ от 12 мая этого года предусмотрен пилотный режим реализации новых учебных программ, это поможет избежать ошибок и поспешных решений. Хотелось бы, чтобы такая практика чаще использовалась».
10:20 «Необходимо более точно определить социокультурные параметры общества, те ценности, которые мы готовы продвигать у себя и не только у себя в стране. У общественных наук есть большой шанс стать источником влияния на образование», — говорит Талия Ярулловна.
10:24 «Основные направления влияния ученых, которые прикладывают усилия в сфере общественных наук — участие в разработке новых образовательных стандартов; формирование компонентов, которые образуют мировоззренческий компонент; обращение к новой функции РАН, которая обозначена в нашем законе — расширение экспертной функции РАН, в том числе в отношении учебной литературы и участия в подготовке научных кадров».
10:27 Талия Ярулловна Хабриева завершает выступление цитатой П.Я. Чаадаева: «На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире».
10:29 На экране — приветствие министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Николаевича Фалькова.
10:31 Слово предоставляется председателю Санкт-Петербургского отделения РАН, ректору Санкт-Петербургского государственного политехнического университета академику Андрею Ивановичу Рудскому.
10:34 «Сегодня усиливается роль образовательной составляющей. Университеты в современном сообществе играют одну из важнейших ролей на мировой арене. Основное богатство — человеческий капитал. Образование играет решающую роль в инновационном развитии стран и становится значимым фактором для обеспечения национальной безопасности и сохранения суверенитета», — говорит академик А.И. Рудской.
10:37 Академик А.И. Рудской делает акцент своего выступления на том, что в эпоху стремительного научно-технического прогресса гуманитарные знания приобретают особую значимость. Цитирует Платона: «Философия — вторая навигация».
10:39 «Болонская система снижает качество образования и способствует оттоку кадров из России. Специалитет готовит будущего конструктора, созидателя, а бакалавриат — будущего пользователя чужими конструкторскими разработками».
10:34 «Глубинные смыслы образовательных реформ намного сложнее, чем мы видим < ...> Система образования — не сфера услуг, а государственная функция».
10:51 Академик А.И. Рудской призвал всех присутствующих к более тесному сотрудничеству с Отделением общественных наук РАН.
10:52 Слово переходит к председателю комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергею Владимировичу Кабышеву.
10:54 «Успехи по обретению научно-технологического суверенитета зависят от качества общественных наук, их способности формирования источников патриотической мотивации каждого гражданина», — говорит С.В. Кабышев.
11:03 Научная деятельность призвана служить национальному благополучию и отстаиванию национальных интересов и безопасности родины, утверждает С.В. Кабышев.
11:07 Международное взаимодействие в науке необходимо, но только в логике приверженности общенациональным интересам на равноправной и взаимовыгодной основе, заключает Сергей Владимирович Кабышев.
11:08 К микрофону приглашается председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас.
11:11 «Законодатель руководствуется общественным запросом, когда планирует законотворческую деятельность, наука тоже учитывает запрос, но развивается в законах собственной логики. Научное знание не обслуживает общество. Общество воспринимает результаты гуманитарного знания, но наука не развивается по заказу. Очень важно признавать ценность научного знания».
11:13 Изучение иностранного права обогащает отечественное правоведение, утверждает А.А. Клишас.
11:16 Слово переходит к ректору Санкт-Петербургского горного университета Владимиру Стефановичу Литвиненко.
11:17 Наука, образование и культура — та основа, которая определяет гуманизацию общества, говорит ректор Санкт-Петербургского горного университета.
11:22 Изменений не произойдет, пока проблемы будут только озвучиваться, но не превращаться в прописанные функции и задачи для государства, утверждает В.С. Литвиненко.
11:30 В.С. Литвиненко зачитывает тезисы доклада «Особенности рынка труда и востребованности знаний в XXI в.».
11:47 Нужно вводить правила конкретных требований к образованию и обозначить место образования в обществе. Общественные науки должны развернуться в сторону конкретных общественных проблем, — говорит Владимир Стефанович.
11:50 Слово предоставляется организатору конференции ректору Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) члену-корреспонденту РАН Александру Сергеевичу Запесоцкому.
11:53 «Те огромные ошибки, которые были сделаны в отношении нашего образования, в первую очередь органами государственного управления, мы должны не забывать, а, наоборот, анализировать, иначе движение вперед будет замедлено», — отметил ректор СПбГУП. Речь идет о переходе на систему бакалавр — магистр. А.С. Запесоцкий развивает тему.
11:58 Ректор СПбГУП рассуждает о том, кто такой квалифицированный потребитель и в чем его отличие от истинно образованного человека.
12:10 «Власть должна повернуться лицом к академии наук, а на многие вопросы, которые сегодня здесь задавались, академия готова отвечать».
12:17 «В нашем университете мы выполнили все те задачи, которые президент РФ подчеркнул в послании Федеральному собранию в 2023 г. Мы сделали все, чтобы не растерять лучшие достижения отечественного образования, в том числе советского. От рыночной системы мы взяли лучшие вещи — трудолюбие, дисциплину и ответственность», — подчеркнул А.С. Запесоцкий.
12:22 «Дмитрий Сергеевич Лихачев, который не раз выступал на этой сцене, применял интересный образ по отношению к развитию культуры и образования — он использовал образ стрелы, хвост которой находится в прошлом, а передняя часть направлена к небу. Смысл в том, что будущее базируется на прошлом, на нашей истории, и из нее надо брать лучшие достижения», — заключил Александр Сергеевич Запесоцкий.
12:29 К микрофону приглашается ВРИО директора Института философии РАН Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов. Доклад академика посвящен роли и месту философии в высшем образовании.
12:42 «Научный статус философии состоит в том, что она существует в многообразных формах. В философии нет одного объективно выверенного или общепризнанного канона, подобно таким канонам, которые существуют в других областях знаний: в физике, химии, биологии. В философии каждая система многообразна, важна сама в себе», — утверждает Абдусалам Абдулкеримович.
12:55 «Философия связана с наукой, опирается на нее и учитывает ее выводы, стремится быть научной, но представляет собой нечто иное. Философия — другая форма сознания, она имеет дело с целями человека, его поступками. Ее предмет — жизненная мудрость и мудрое распоряжение разумом. А наука нацелена на объективное знание о мире, которое не зависит от человеческих целей. В отличии от науки, философия принципиально субъективна и личностна», — заключил А.А. Гусейнов.
13:00 «Если целый ряд наук дает знание, философия дает понимание, ради чего существуют другие науки», — добавил А.С. Запесоцкий.
13:02 В зале объявляется перерыв. Текстовая трансляция завершена.
Фото на странице и на главной странице сайта: Елена Либрик / «Научная Россия»