Ученые из Госпиталя для больных детей в Торонто (SickKids) и Университета Торонто разрабатывают новый подход к лечению опухолевых клеток мозга, в том числе агрессивных и устойчивых к химии. Для этого они используют углеродные нанотрубки и магнитное поле, передает EurekAlert!. Подробно метод описан в журнале Science Advances.

Глиобластома является наиболее распространенным и агрессивным раком головного мозга. Сегодня стандарт лечения пациентов с глиобластомой включает в себя химиотерапию с использованием препарата под названием темозоломид, который позволяет продлить жизнь человека примерно на два месяца больше, чем лечение только лучевой терапией. Однако раковые клетки могут со временем развить устойчивость к темозоломиду, снижая его эффективность и увеличивая вероятность рецидива опухоли.

В этом исследовании ученые описывают новый подход к лечению химиорезистентной глиобластомы. Они предлагают использовать магнитный контроль в процессе, который они называют механической нанохирургией. Этот метод, по словам ученых, позволит уничтожать опухолевые клетки изнутри. Эксперимент на мышах показал, что инструменты механической нанохирургии уменьшили размер опухоли, в том числе – устойчивой к темозоломиду глиобластомы.

Метод механической нанохирургии можно описать так. Магнитные углеродные нанотрубки заполняют железом, которое намагничивается внешним магнитным полем. Нанотрубки покрывают антителами, которые распознают специфический белок, связанный с опухолевыми клетками глиобластомы. Нанотрубки вводят в организм – и антитела заставляют их искать опухолевые клетки. Те, в свою очередь, поглощают нанотрубки. Когда нанотрубка оказывается внутри ракой клетки, ученые активируют трубки с помощью вращающегося магнитного поля. Сила, создаваемая нанотрубками, повреждает клеточные структуры и вызывает гибель опухолевых клеток, объясняют авторы работы.

[Иллюстрация: CREATED BY THE HOSPITAL FOR SICK CHILDREN (SICKKIDS) RESEARCH TEAM USING MIDJOURNEY]