Сны — возможно, наиболее личные и таинственные человеческие переживания, и часто самые эфемерные. Мы редко помним сны от начала и до конца, и даже если вы проснулись с отчетливыми и яркими воспоминаниями и сильными остаточными эмоциями, всего через минуту все это может улетучиться — и мы будем не в силах это остановить. Воспоминание о сне часто разрушается еще быстрее, когда мы пытаемся зафиксировать его сюжет и подробности, что, можно сказать, воспроизводит в другом контексте принцип неопределенности Гейдельберга.

 

Изучать сновидения, обнаруживать модели и темы того, что приснится, на стыке культур и эпох и размышлять о назначение сна в нашей жизни — дело весьма увлекательное. Но как именно ученые исследуют сновидения, учитывая особенности этого явления? Методики формировались на протяжении множества стадий научных исследований. Сегодня наша способность получать и интерпретировать научную информацию о сновидениях благодаря новым технологиям, открывающим новые возможности наблюдений за работой мозга во время сна. Например, в августе 2015 года группа нейрофизиологов сумела зафиксировать то, что происходит в клетках мозга во время активной фазы сна.

Один из подходов ко сну как предмету исследования включает в себя изучение содержания сновидений: темы, эмоции, образы и события, что случаются и разворачиваются внутри сновидений самостоятельно. Другой аспект изучения сна рассматривает деятельность мозга и тела во время сна. Эти два метода часто пересекаются между собой и с теми научными исследованиями, которые используют оба подхода сразу, т.е. содержание сновидений и физиологию сновидений, и наиболее современные и яркие достижения в этой области относятся как раз к этим последним, помогая узнать больше о природе и назначении способности человека как вида видеть сны.

На протяжении всей истории человечества люди стремились проанализировать, интерпретировать и расшифровать сны. Часто в древних культурах сны рассматриваются как медиум, используемый мистическими и священными силами, чтобы сообщать что-то обитателям бренного мира, например, волю богов или пророчество о будущем, объяснение снов возлагалось на мудрецов-практиков, толкователей образов.

Классики, включая Платона и Аристотеля, разрабатывали структуру для толкования снов как выражения бессознательных желаний. Уже в XIX и XX веках учение психоанализа глубоко погрузилось в интерпретацию сновидений, выстраивая различные методики на основе идеи, что сны есть территория, где происходит борьба с неудовлетворенными желаниями и потребностями. Наконец, в XX веке сформировались научные стандарты изучения сновидений, анализа содержания сновидений, тщательно разработанные и контролируемые эксперименты, использующие статистический и эмпирический методы.

Но один элемент объединят все методы, даже самые антинаучные — это отчет о сне. Огромное большинство научных исследований в сновидениях полагаются на собирание подробной информации о снах от самих сновидцев. Отчёты о сне и журналы сновидений накопились в бесчисленном множестве и легли в основу передовых и важных открытий о сновидениях.

Метод, использующий отчеты о сне и журналы сновидений как основу для научных исследований, активно используется и сегодня. В лабораториях сна собирают информацию при заданных условиях чередования сна и бодрствования. Этот метод, в частности, основан на ассоциациях известных стадий сна (быстрой и медленной), и сопоставлении опыта сновидений с особенностями неврологической активности. Разумеется, ученые используют и отчеты о сне людей, которые спят дома, в естественных условиях. Таким образом уже накоплен огромный массив информации о темах и переживаниях, содержащихся во снах, и сюжетах и нарративах сновидений. Чаще всего, среди людей различных культур, квалификации и опыта, встречаются эпизоды падения, погони, полета или неподготовленности к тесту или экзамену.

Отчеты о сне позволили ученым проследить за развитием способности к сновидениям на протяжении детства, а также сделать межкультурный анализ, сравнить обычные сны по гендерному принципу, что позволило найти определенные различия и попытаться объяснить взаимосвязь и точки соприкосновения между жизнью во сне и во время бодрствования.Исследования, использующие отчеты снов, обеспечивают подробной информацией об особенностях ночных кошмаров и как эти сны соотносятся с жизненным опытом, приобретенным наяву: стрессом, травмами, страхом.

В 1950 году исследования сна, использующие электроэнцефалографию (ЭЭГ), впервые дали подробные данные о деятельности спящего мозга. ЭЭГ до сих пор остается самым распространенным инструментом научных наблюдений за мозгом во время сна. Клетки мозга поддерживают связь электроимпульсами, ЭЭГ фиксирует эту электрическую активность, что позволяет ученым наблюдать, какие области и структуры мозга активны и взаимодействуют во сне. Таким образом мы получили возможность «видеть» мозговую активность в течение сна вообще и в периоды, когда снятся сновидения, в частности. Исследования ЭЭГ позволили определить фазы сна. Например, для быстрого сна характерны высокая активность и переменчивость мозговой активности. Была также обнаружена взаимосвязь между быстрым сном и сновидением.

Метод томографии головного мозга, в том числе фМРТ (функциональная магнито-резонансная томография), также регулярно используется для сбора данных о нейронной активности, связанной со сном и сновидениями. фМРТ работает путем обнаружения изменений в оксигенации крови и ее потоке, который возникают в ответ на нервную деятельность. На высоком уровне активности мозге испытывает необходимость в большем количестве кислорода и, следовательно, значительном притоке крови: чем активнее та или иная область мозга, тем больший приток крови там наблюдается.

Исследования, использующие нейровизуализирующую аппаратуру, позволяют ученым разрабатывать большое число теорий о целях и функциях сновидений. Среди прочего, ученые активно исследуют представление о том, что сны суть продолжение бодрствующего сознания, нечто вроде места для репетиции ума, чтобы проигрывать потенциально опасные или сложные жизненные ситуации, случившиеся или могущие случиться в реальной жизни. Идея в том, что сны — это продукт попыток мозга привести к логической последовательности «нарратив», создаваемый электрическими импульсами, которые генерируются во время сна.

Нейровизуализация дает возможность исследовать роль снов в создании памяти и обработке эмоций. Исследования в нейровизуализации обеспечивают ученых новыми данными об особенностях осознанных сновидений, т.е. таких, при которых спящий осознает, что находится во сне, может управлять своими снами и контролировать их. Кстати, летом прошлого года ученые из университета Линкольна (Великобритания) выяснили, что те, кто имеют опыт осознанных сновидений, гораздо лучше справляются с различными задачами и когда бодрствуют, по сравнению с теми, кто вспоминает о реальном мире только после пробуждения.

Естественно, нейровизуализация используется и в сочетании с отчетами о снах. Некоторые исследователи снов используют метод, базирующийся на наблюдении мозговой активности, который называется нейронное декодирование, и могут даже предсказать присутствие некоторых визуальных образов во сне, основываясь за наблюдениях за активностью мозга.

Наука постоянно открывает что-то новое о сне, сновидениях и работе мозга во время сна. Например, в сентябре 2014 года франко-британская группа ученых опубликовала результаты исследования, показавшего, что пока мы спим, части нашего мозга могут продолжать отслеживать окружающую среду, обрабатывать информацию и адекватно реагировать (см. «Почему мы просыпаемся от звука собственного имени»). Совершенно точно известно, что сон связан с обучением и работой памяти. Более того, исследование, проведенное с Эксетерском университете (Великобритания), показало, что сон не только помогает воспоминаниям закрепляться в памяти, но и делает забытое более доступным для воспроизведения. В частности, поэтому младенцы так часто спят — так они развивают память и закрепляют изученное. А в июне 2015 года было опубликовано исследование, что во сне можно даже избавиться от предрассудков.

И все равно мы очень многого еще не знаем о том, как и почему мы видим сны, как они связаны с прочими аспектами жизнедеятельности человека, какие свойства снов можно считать универсальными, в какой степени они индивидуальны, etc. Многие из самых фундаментальных и важных вопросов остаются без ответа. Сны для ученых пока — по меньшей мере сейчас — бесконечно-пленительная тайна.