Ученые из Института науки и технологий Окинавы (Япония) описали механизм, позволяющий птенцам различать пение своего вида и обучаться ему. Решающее значение в узнавании имеют не сами звуки, а паузы между ними, выяснили они. Статья об исследовании опубликована в журнале Science, кратко о результатах сообщается в пресс-релизе.
Исследователи поставили эксперимент, в котором юных зябликов выращивали птицы другого вида — бенгальские вьюроки. В результате птенцы переняли характерные для «приемных родителей» напевы, однако длительность промежутков между ними у них осталось такой, как у других птиц их собственного вида. «Воспитанные вьюроками зяблики в итоге пели песни вьюроков, но с зябликовым акцентом», — сообщил профессор Йоко Язаки-Сугияма (Yoko Yazaki-Sugiyama), один из авторов работы.
Авторы работы сделали вывод, что именно длительность этих пауз — инвариант, свойственный виду и заданный врожденно, а сами напевы они запоминают уже в процессе обучения при подражании взрослых особям.
Ученые также описали, как это процесс отражен в мозге птиц. Они зафиксировали активность в слуховой коре и выяснили, что за восприятие самих напевов и промежутков между ними отвечают разные зоны. При этом оказалось, что у птиц, выросших в естественных условиях, нейроны, отвечающие за восприятие пауз, неактивны, если пение содержит другие паузы, даже если сами звуки те же. Соответственно, именно характерные паузы служат своеобразным индикатором «родной речи» у птиц — ориентируясь на них, птенцы отличают пение своего вида от пения других видов.